Монтессори среда для детей от 14 месяцев до 3 лет (Toddler)
- Подробности
- Опубликовано 25.06.2017 18:37
Руководитель Рита Максимова, Монтессори педагог 0-3, психолог.
С 12 детьми одновременно работают трое Монтессори взрослых.
Время работы с 8.00 до 12.00 или до 17.00/18.00
Комнаты оборудованы мебелью из натуральных материалов и представляют соббой уменьшенную до размера детей реальную жизнь. Все предметы настоящие и соответствуют размерам ребёнка, для того чтобы он справился сам. Детям удобно учиться правильно пользоваться предметами, они имеют УСПЕХ при взааимодействии с материалом, появляется желание осваивать новое, а значит любовь к изучению и исследованию мира.
Среда разбита на зоны: ухода за собой, за окружающей средой, кулинария, творчество, зона русского языка.
Задача возраста от 0 до 3 лет – научиться быть физически независимым (самостоятельно передвигаться, одеваться, освоить движения рук, поддерживать свою опрятность, самостоятельно кушать, в том числе приготовить себе простой перекус, поддерживать порядок в комнате, освоить язык и научиться говорить на нём, освоить навыки хождения в туалет).
Материалы предназначены для определённого действия, например, стирка, мытьё посуды, аппликация, полировка. В каждом упражнении заложены различные виды движений, которые понадобятся позже при письме и логические цепочки (подготовка к математике): последовательность работы, окончание алгоритма в виде уборки и подготовки упражнения для другого. Уборка материала - это ещё и социальный навык. Такие материалы поддерживают желание ребёнка быть независимым и принимать участие в жизни «как взрослый».
Цель упражнений в зоне творчества – дать возможность развиться собственной творческой фантазии ребёнка, не ограниченной стереотипами взрослого, вторая цель - иметь успех и не сравнивать свой результат с результатом взрослого. Учим рисовать линию, точку, пятно, лепим и рассказываем что получилось, собираем аппликацию из готовых элементов.
Языком дети занимаются как только переступают порог клуба. Взрослые дают пример вежливого обращения, беседуют во время завтрака и переодевания, изучают названия увиденных предметов и т.д. Важно, что в языковой зоне все слова классифицированы по группам, они даются вместе с обобщающим понятием. Ещё один важный момент – реальная картина мира. Ребёнок не отличает пока выдумку от реальности, а мы не должны искажать представление о лесном медведе, надевая на него юбку. Реальные предметы предпочтительнее моделей, т.к. дают и сенсорное представление. В зоне языка ребёнок всегда работает вместе со взрослым.
Спят и кушают тоддлеры в своей комнате, обеду предшествует часовая прогулка. Повар готов учитывать любые пожелания аллергиков.
Фото класса:
Причесаться, высморкаться и заметить что пора переодеться ребёнок может сам. Так он начинает относится к себе с уважением.
Для того чтобы одеваться самому важно уметь и обувь почистить, и с застёжками справиться.
Научился ухаживать за собой, теперь хочется украсить класс цветами, помыть стол. В этом и уважение к окружающим предметам, и к людям. Дети учатся заботиться о других.
Накрыть на стол, приготовить бутерброд или салат, бережно помыть стеклянную посуду – малыши отлично справляются с этим.
Зона творчества свободная от шаблонов. Лепка, вышивка, рисование и многое другое.
Классификация в русском языке позволяет разложить по полочкам все встречающиеся в жизни слова и понятия. Использование натуральных предметов даёт сенсорные ощущения для формирования правильных ассоциаций.
Для Монтессори среды важно, что всё что в ней есть не случайно, и продвигает ребёнка вперёд в его развитии в соответствии с природой заложенными потребностями.
Гигиена и самостоятельность в зоне туалета – очень важная часть для самоуважения.