"Я изучила ребенка. Взяла то, что ребенок мне дал и выразила это - получилось то, что называется Монтессори методом".
Мария Монтессори
В каком возрасте оптимально отпустить ребёнка в детский сад?
- Опубликовано 13.09.2024 13:38
Родители часто задаются подобным вопросам, ищут вариант, самый лучший для любимого сына или дочки. Мы не будем говорить в этой заметке о ситуациях, когда жизнь не оставляет выбора. Напротив, мы расскажем какие ключевые моменты нужно иметь в виду в поиске оптимального варианта. Более того, под детским садом мы предпочтём рассматривать исключительно Монтессори класс с его возможностями для развития физической и ментальной самостоятельности.
Первое, о чем редко известно взрослым, это чувствительность детей к определённому порядку (режиму, образу жизни, привычному ходу вещей, кроватке, комнате, людям), которая в возрасте 2 лет достигает своего пика. И это означает, что малышу гораздо проще пройти адаптацию в новом коллективе в 1,5 года и младше, или после 2,5 лет.
Монтессори класс, которым руководит квалифицированный педагог, предлагает детям различные активности в конкретной последовательности и строго в соответствии с возрастом, природой предназначенным для освоения тех или иных навыков. Что это означает на практике? Например то, что в 14 месяцев ребенок может самостоятельно одеваться и раздеваться, и это так же естественно, как то, что в 6 он готов ползать. В три года дети не только научились правильно держать столовые приборы и карандаш, но благодаря различным движениям (стирка, кулинария, полировка и т.д.) развили пальчики и координацию. Они играют в звуковые игры тренируют тактильную, зрительную и другую чувствительность. В этот период нормально пользоваться унитазом без помощи взрослого в любой ситуации. И не нормально знать цифры или не уметь одеваться.
С 14 месяцев дети учатся принимать решения: сделать то, или это; нести аккуратно или небрежно. Сами несут ответственность: пролил – вытираем; уронил – собираем. С раннего возраста ребенку приходится научиться думать и понимать собственные потребности (хочу добавки или я уже сыт, возьму пластилин, или помою посуду).
Всё вышеперечисленное ребёнок может делать и дома, если только ему разрешить, создать соразмерную среду и перестать торопить. Фактически, для просвещенного родителя нет никакой необходимости отдавать ребёнка в детский сад до 3 лет, достаточно предоставить реальную среду, кухню, и просто жить, читать книги, печь вместе пироги, но не заниматься буквами и цифрами.
Социальные отношения в классе Монтессори.
- Опубликовано 29.08.2024 13:39
«Дети поступают согласно своей природе, а не из-за увещеваний учителей. Добро должно рождаться из стремления к взаимопомощи, из единства, возникшего в результате духовной сплочённости. … Природа предлагает внутренние ориентиры, но для развития чего бы то ни было в любой области нужны постоянные усилия и опыт. Если это невозможно, никакие проповеди не помогут. Рост происходит благодаря активности, а не в силу интеллектуального понимания». М. Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», стр. 265
Любое здоровое общество основано на гармонии и сочетании интересов группы, и личных желаний, связанных между собой различными видами деятельности. В возрасте прихода в класс малыши очень эгоцентричны, ближе к трём годам они начинают осознавать себя отдельного, говорить «Я», замечать, что есть и чужие интересы. В два-три года дети пока не очень справляются с формированием дружбы. Нужно много практики, чтобы научиться социальному взаимодействию и много времени, чтобы начать контролировать свои чувства.
Группа Монтессори класса всегда находится в активно взаимодействующем сообществе. Взрослые показывают правильную модель отношений между людьми. Показывают презентации того, каким способом попросить, отказать и т.п. Позволяя детям сталкиваться с задачей и решать проблемы самостоятельно, без вмешательства учителя, Монтессори педагог обеспечивает постоянную практику приемлемого поведения.
Старшие дети Монтессори класса – это ребята способные сотрудничать, обладающие самоконтролем, освоивший язык и способы общения, обладающие уверенностью в себе.
Развивающие гаджеты.
- Опубликовано 05.08.2024 11:09
Родители иногда используют ТВ и другие гаджеты даже для самых маленьких детей. Во-первых, им хочется иметь немного свободного времени, пока ребёнок занят просмотром. Во-вторых, это современная реальность, в-третьих, они часто убедили сами себя, что это вовсе не баловство, а развивающий фильм или игра, где малыш узнает много нового.
Дети зачарованы экраном, смотрят, не шевелясь и не отрывая глаз. Родители в восторге. Погружение ребёнка в просмотр, его прилипание к экрану вовсе не означает развитие интеллекта или усидчивости, увы, совсем даже наоборот. Технологии быстро меняющихся картинок, мигание яркого света провоцируют исключительно невозможность сопротивляться, некое трансовое состояние. Пассивное восприятие и перегруженность информацией создаёт привычку к развлечению, вместо умения добывать и анализировать информацию.
Даже самые любящие родители нуждаются в передышке, и вот уже 15 минут превращаются в пол часа, а затем и два… Процесс успешно затягивает в себя и родителей. Какую цену платит ребёнок за это время отсутствия родительской ответственности?
Гиперстимулы ведут к потребности в увеличении их числа. Ребёнок хочет есть у экрана, играть у экрана, не может себя занять без гаджета. Не может успокоится. Реальность воспринимается в клиповом режиме, лишь бы всё двигалось, шумело и мелькало. Стоит ли ожидать, что у малыша будет развиваться способность к концентрации, умение сосредоточиться? Научится ли он выполнять действия руками, испытывать различные ощущения (тактильные, слуховые, зрительные и т.п.)?
Суть вещей ребёнок открывает вместе с близкими людьми, гуляя по зоопарку, выпекая пирог... Именно люди, взрослые или сверстники, открывают детям чудесные грани действительности. Развитие нуждается в интенсивных взаимодействиях с людьми и с предметами. Способны ли на такую роль гаджеты? Никакая техника не может заменить живого человека, она не способна дать ребёнку понимание смысла окружающих его вещей.
Пикник в парке «Изгиб».
- Опубликовано 25.06.2024 09:05
Как прекрасно, когда в детском саду есть традиции, проверенные временем! Ежегодный пикник для детей, родителей и педагогов – это очень важная часть в жизни нашего Клуба. Выезд на природу, общение, из которого часто формируется многолетняя дружба не только детей, но и взрослых! Активные игры, семейные фото, вкусный обед, необычное шоу и праздничный торт – всё это делает отдых незабываемый, а каждый следующий пикник долгожданным.
Выбор игрушек.
- Опубликовано 16.06.2024 09:51
Сегодня хочется рассказать об очень важном принципе, который мы используем на благо детей. Звучит он коротко – «от простого к сложному». Многолетний опыт работы с детьми создаёт иллюзию, что этот постулат очевиден для любого взрослого. Однако, иногда в повседневной жизни происходит иначе: конструктор родители покупают «на вырост», чтобы не наскучил, настольную игру «посложнее», чтобы малыш развивался и т.п.
Если в 3-4 года ребёнок собирает «Лего» для возраста 5+ или 7+, то очень велика вероятность, что он будет собирать его не сам, прося помощи взрослого в том, чтобы понять инструкцию, отцепить детали, разобраться в мелочах. И ощущать «я не могу, мне нужны помощники». Другое дело, если малыш собирает крупные кубики «Лего Дупло». Его навыков хватит и для использования инструкции, и для создания собственных задумок. «Я справляюсь! Я могу и хочу идти вперёд!»
В каждом Монтессори материале заложено несколько различных этапов работы, освоив самый простой, дети переходят на следующий уровень. Каждый этап прорабатывается до полного понимания, иначе фундамент окажется шатким, порой дети сами пытаются забежать вперёд и испытывают разочарование – «не получилось!», и так сами осознают необходимость вернуться и доработать. Любой уровень позволяет самостоятельно контролировать прогресс: всё правильно или нужно попробовать снова.
Монтессори образование.
- Опубликовано 31.05.2024 15:15
Методика Монтессори не является способом «раннего развития» детей. Она не про письмо или счёт, хотя большинство детей действительно хорошо пишут, читают и считают к пяти годам. Результаты работы детей в аутентичных классах Монтессори - это набор качеств, позволяющих маленькому человеку хорошо понимать самого себя и быть конструктивной частью общества.
Умение ставить собственные цели и добиваться их, рождаются из способности делать правильный выбор (например, занятия) и контролировать внимание (довести работу до конца), силы и время. В 1,5 года накладывая себе еду в тарелку, тоддлер уже принимает решение о том, насколько он голоден. И ему не важно, что сосед положил больше котлет в свою посуду. В мире взрослых - это история про «более престижное образование», «самый модный телефон» и т.п. Согласитесь, важно иметь образование и работу по душе, как и еду в тарелке?!
Навыки эффективного взаимодействия появляются из презентаций вежливости и любезности; лояльности ко всем культурам и сохранению своих традиций; из разновозрастных классов, где необходимы взаимное уважение, сотрудничество (а не конкуренция!); из необходимости ждать, договариваться, соблюдать договоренности, привычки благодарить и решать вопрос, а не искать виноватого.
Уверенность в себе и желание учиться новому создаются из грамотно подобранных материалов: посильных, интересных, позволяющих освоить что-то, что еще недавно ты не умел. В перспективе взрослые, обучавшиеся в классах Монтессори будут стремиться к позитивным изменениям в жизни, их руки и разум будут заняты самообучением и поиском нестандартных решений в любых сферах.
Плохое поведение ребёнка? Или ошибки взрослых?!
- Опубликовано 25.05.2024 05:47
Поведение детей, которое не нравится, не удобно взрослым бывает разным, и часто его и считают «плохим», а на самом деле оно просто не соответствует ожиданиям родителей, учителей. Рассмотрим несколько вариантов.
Ребёнок ведет себя демонстративно (нарушает запреты, кричит если просят помолчать, бросает игрушки и т.п. заметное поведение). Плохо? Конечно! А в чём суть такого поведения, давайте заглянем изнутри, для чего ребёнку «специально» делать то, что нельзя? Цель только одна – привлечение внимания! Почему именно таким сомнительным способом!? Всё просто. Именно так научили взрослые, когда замечали плохое: пролил, плакал, испачкался; и не замечали хорошее: сам налил воды, был весел, помыл руки. Делать замечания, наказывать – бесполезно. Взрослым нужно избавиться от собственной эмоциональной холодности и учить ребёнка привлекать внимание иначе, замечая всё хорошее в его действиях.
Ребёнок портит вещи. Природное любопытство и исследовательский интерес – это лишь один вариант, тогда всё просто. Достаточно предложить то, что можно разбирать на части (старый будильник вместо нового и т.п.). Иногда же дети портят вещи в ответ на обиду, на понимание несправедливости произошедшего. В таком случае, ребёнок вредит вроде бы намеренно. Вот только у маленьких детей такое поведение не осознанно. Обиделся что мама не почитала – порвал книгу. Во взрослом обществе, это история про месть. От рождения дети не умеют даже обижаться, это эмоция, которую они получают от окружающих взрослых, и которой лучше не учить! Привычка решать вопросы силой или уходить от их решения, склонность не слышать и не учитывать мнения ребёнка (там где оно уместно), собственный навык дуться, а так же насилие, присутствующее в обществе (толкнули – толкни и ты), книгах, мультфильмах – всё это учит малышей обижаться и неосознанно вредить в ответ. Когда взрослые строят отношения с позиции заботы, оставаясь при этом сами ответственными за происходящее (принимающими решение), дают пример конструктивного прохождения через конфликты – дети не учатся обижаться, и испортить вещь могут только от природной любознательности.