"Я изучила ребенка. Взяла то, что ребенок мне дал и выразила это - получилось то, что называется Монтессори методом".
Мария Монтессори
Дети – труженики, которым нужна практическая работа.
- Опубликовано 02.12.2024 08:54
Знания и навыки без практического применения совершенно бесполезны для ребёнка.
Во-первых, дети просто разучатся, если перестанут повторять движение (или понятие) регулярно. Ребёнок может уметь писать в пять лет, и без практики – разучиться к шести. Научиться завязывать бантик в четыре, и без повторений не справиться с ним уже через пару месяцев…
Во-вторых, на физическом уровне, в головном мозге, закрепляются только те нейронные связи (обеспечивающие навыки), которые имели огромное количество повторов. И в этом причина того, что мозг без повторений забывает, и нужно учиться заново. А разве интересно просто так повторять одно и тоже? Ребёнку интересно! И только до тех пор, пока он не освоит движение. Как только научился – нужно искать навыку применение для поддержания вовлечённости.
В-третьих, дети не теоретики, для них нет смысла в том, чтобы просто держать информацию в голове, напротив, знания без применения перегружают мозг и требуют психологической разгрузки, ищут выхода.
На примере Монтессори класса можно разобраться с тем, как применять полезные умения на практике. Научился завязывать бантик, не нужно больше просить помощи у друзей чтобы справиться с фартуком. А фартуков в классе много: и для стирки, и для полировки, и т.д. Хочешь полировать ботинки, отлично, вот только кроме бантиков нужно освоить и шнуровку… Бантики нужно уметь завязывать и для работы с веретёнами (счётный материал), в более старшем возрасте. Вот так просто переплетается и вписывается в жизнь ребёнка в классе каждый получаемый им навык.
Обучение для родителей.
- Опубликовано 22.10.2024 06:25
9 ноября в нашем Клубе состоится семинар для родителей «Как поддержать развитие ребёнка». Мы расскажем о простых и доступных каждому способах помочь детям стать уверенными в себе, самостоятельными - используя особенности возраста. Вы получите практические ответы на вопросы о том, что прямо сейчас можно сделать дома, для пользы малыша.
23 ноября стартует курс «Психофизиология метода Монтессори. Осознанное родительство». Подробную программу можно увидеть ТУТ. Курс состоит из 8 занятий, которые пройдут по субботам с 9.00 до 13.30 с ноября по март.
Предварительная запись на мероприятия доступна до 7 ноября.
Мы благодарим всех участников программы «Путешествие в тишине», прошедшей 19 октября, за увлечённую работу в классах, за отличное настроение, за ваши наблюдения и вопросы. 12 взрослых "детей" в тоддлер классе - это было невероятно! Ждём всех на новые открытия, теперь в другом формате!
День Осени.
- Опубликовано 11.10.2024 07:42
В наших классах прошёл традиционный осенний праздник. Тематика урожая, овощей, фруктов – близка и понятна детям. И это значит, что «осенний» интерес можно много дней использовать и в чтении, и в письме, а не только в творчестве и изучении новых слов, стихов, песенок.
Реальные овощи, травы, цветы позволяют испытать больше ощущений. Тактильных, зрительных, а уж запах и вкус – это особый интерес и для малышей, и для ребят постарше.
А вы знаете, как ставится ударение в слове «дайкон»? Какой на вкус батат? Сколько семечек в тыкве?
День открытых дверей. Путешествие в тишине.
- Опубликовано 23.09.2024 06:32
В каком возрасте оптимально отпустить ребёнка в детский сад?
- Опубликовано 13.09.2024 13:38
Родители часто задаются подобным вопросам, ищут вариант, самый лучший для любимого сына или дочки. Мы не будем говорить в этой заметке о ситуациях, когда жизнь не оставляет выбора. Напротив, мы расскажем какие ключевые моменты нужно иметь в виду в поиске оптимального варианта. Более того, под детским садом мы предпочтём рассматривать исключительно Монтессори класс с его возможностями для развития физической и ментальной самостоятельности.
Первое, о чем редко известно взрослым, это чувствительность детей к определённому порядку (режиму, образу жизни, привычному ходу вещей, кроватке, комнате, людям), которая в возрасте 2 лет достигает своего пика. И это означает, что малышу гораздо проще пройти адаптацию в новом коллективе в 1,5 года и младше, или после 2,5 лет.
Монтессори класс, которым руководит квалифицированный педагог, предлагает детям различные активности в конкретной последовательности и строго в соответствии с возрастом, природой предназначенным для освоения тех или иных навыков. Что это означает на практике? Например то, что в 14 месяцев ребенок может самостоятельно одеваться и раздеваться, и это так же естественно, как то, что в 6 он готов ползать. В три года дети не только научились правильно держать столовые приборы и карандаш, но благодаря различным движениям (стирка, кулинария, полировка и т.д.) развили пальчики и координацию. Они играют в звуковые игры тренируют тактильную, зрительную и другую чувствительность. В этот период нормально пользоваться унитазом без помощи взрослого в любой ситуации. И не нормально знать цифры или не уметь одеваться.
С 14 месяцев дети учатся принимать решения: сделать то, или это; нести аккуратно или небрежно. Сами несут ответственность: пролил – вытираем; уронил – собираем. С раннего возраста ребенку приходится научиться думать и понимать собственные потребности (хочу добавки или я уже сыт, возьму пластилин, или помою посуду).
Всё вышеперечисленное ребёнок может делать и дома, если только ему разрешить, создать соразмерную среду и перестать торопить. Фактически, для просвещенного родителя нет никакой необходимости отдавать ребёнка в детский сад до 3 лет, достаточно предоставить реальную среду, кухню, и просто жить, читать книги, печь вместе пироги, но не заниматься буквами и цифрами.
Социальные отношения в классе Монтессори.
- Опубликовано 29.08.2024 13:39
«Дети поступают согласно своей природе, а не из-за увещеваний учителей. Добро должно рождаться из стремления к взаимопомощи, из единства, возникшего в результате духовной сплочённости. … Природа предлагает внутренние ориентиры, но для развития чего бы то ни было в любой области нужны постоянные усилия и опыт. Если это невозможно, никакие проповеди не помогут. Рост происходит благодаря активности, а не в силу интеллектуального понимания». М. Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», стр. 265
Любое здоровое общество основано на гармонии и сочетании интересов группы, и личных желаний, связанных между собой различными видами деятельности. В возрасте прихода в класс малыши очень эгоцентричны, ближе к трём годам они начинают осознавать себя отдельного, говорить «Я», замечать, что есть и чужие интересы. В два-три года дети пока не очень справляются с формированием дружбы. Нужно много практики, чтобы научиться социальному взаимодействию и много времени, чтобы начать контролировать свои чувства.
Группа Монтессори класса всегда находится в активно взаимодействующем сообществе. Взрослые показывают правильную модель отношений между людьми. Показывают презентации того, каким способом попросить, отказать и т.п. Позволяя детям сталкиваться с задачей и решать проблемы самостоятельно, без вмешательства учителя, Монтессори педагог обеспечивает постоянную практику приемлемого поведения.
Старшие дети Монтессори класса – это ребята способные сотрудничать, обладающие самоконтролем, освоивший язык и способы общения, обладающие уверенностью в себе.
Развивающие гаджеты.
- Опубликовано 05.08.2024 11:09
Родители иногда используют ТВ и другие гаджеты даже для самых маленьких детей. Во-первых, им хочется иметь немного свободного времени, пока ребёнок занят просмотром. Во-вторых, это современная реальность, в-третьих, они часто убедили сами себя, что это вовсе не баловство, а развивающий фильм или игра, где малыш узнает много нового.
Дети зачарованы экраном, смотрят, не шевелясь и не отрывая глаз. Родители в восторге. Погружение ребёнка в просмотр, его прилипание к экрану вовсе не означает развитие интеллекта или усидчивости, увы, совсем даже наоборот. Технологии быстро меняющихся картинок, мигание яркого света провоцируют исключительно невозможность сопротивляться, некое трансовое состояние. Пассивное восприятие и перегруженность информацией создаёт привычку к развлечению, вместо умения добывать и анализировать информацию.
Даже самые любящие родители нуждаются в передышке, и вот уже 15 минут превращаются в пол часа, а затем и два… Процесс успешно затягивает в себя и родителей. Какую цену платит ребёнок за это время отсутствия родительской ответственности?
Гиперстимулы ведут к потребности в увеличении их числа. Ребёнок хочет есть у экрана, играть у экрана, не может себя занять без гаджета. Не может успокоится. Реальность воспринимается в клиповом режиме, лишь бы всё двигалось, шумело и мелькало. Стоит ли ожидать, что у малыша будет развиваться способность к концентрации, умение сосредоточиться? Научится ли он выполнять действия руками, испытывать различные ощущения (тактильные, слуховые, зрительные и т.п.)?
Суть вещей ребёнок открывает вместе с близкими людьми, гуляя по зоопарку, выпекая пирог... Именно люди, взрослые или сверстники, открывают детям чудесные грани действительности. Развитие нуждается в интенсивных взаимодействиях с людьми и с предметами. Способны ли на такую роль гаджеты? Никакая техника не может заменить живого человека, она не способна дать ребёнку понимание смысла окружающих его вещей.