Чувство порядка.

montessori math veretenaМногие родители ребенка до 3,5 лет замечают определённые особенности в его поведении, но мало кто может догадаться, что они характеризуют его особенную любовь к порядку, свойственную именно этому периоду жизни человека.

Вспомните:

- вы переложили вещь с привычного места на другое, ребенок подойдет и вернет её обратно;

- папа обещал забрать сына или дочь из садика, а забрала мама – малыш расстроен;

montessori poryadok- вы сменили знакомую одежду перед кормлением младенца, и он отказывается кушать, плачет;

 - вы надеваете на ребёнка шапку, не обув ботинки, хотя всегда шапку надевали в последнюю очередь, малыш капризничает, требуя обувь;

- читая любимую книгу вслух, вы позволяете себе менять местами слова, опускать абзацы, ребенок настойчиво поправляет вас, отказывается слушать;

- решили сократить путь до садика и пошли другой дорогой, опять же столкнулись с капризами и истериками…

Этот список может быть бесконечным. Именно так, остро, дети этого возраста реагируют на малейшее изменение в привычном образе жизни. Просто потому, что порядок в окружающей среде, во времени и в поведении взрослого очень важен для ребенка от 1,5 до 3,5 лет.

Порядок в пространстве позволяет детям чувствовать себя безопасно, уверенно, а значит его нарушения   приводят к тревожности. Постарайтесь всегда использовать вещи по назначению! Организуйте пространство так, чтобы всё стояло на привычных местах!

Упорядочивание действий, происходящих в одни и те же часы, регулярно следующих друг за другом, помогает каждому ребенку сформировать свой собственный режим, почувствовать течение времени, не теряться в догадках, что, за чем следует, чего ожидать. Важно всегда, в том числе и в выходные, соблюдать режим дня, соблюдать привычные ритуалы, давая ребенку возможность быть спокойным: «мне нечего бояться, я знаю, что произойдет дальше, я в безопасности».

Последовательность в поведении взрослого, четкие, понятные и неизменные правила делают жизнь малыша предсказуемой, помогают адаптироваться к предлагаемым условиям. Важно, чтобы требования к ребенку были обоснованными и не зависели от настроения взрослого, чтобы все правила были согласованы между членами семьи. Наличие большого количества запретов, правил и требований не будут иметь эффекта, поскольку ребенок не сможет их запомнить! Отсутствие правил и границ приведёт к дезориентации и смятению: «я не понимаю, что от меня ждут, это слишком сложно чтобы я мог решить сам».

Восприимчивость к порядку свойственна конкретному периоду развития каждого человека, именно в возрасте от 6 месяцев до 3,5 лет мы можем помочь сформироваться навыкам ухода за собой (встаём и всегда сразу чистим зубы), уборки личного пространства (сначала убираем игрушки вместе, а затем постепенно дети будут делать это сами), упорядоченному мышлению (горшок нужен для туалета, а не для того чтобы надевать его на голову). Пик внутренней тяги и чувствительности к порядку приходится примерно на 2 года

Родитель, который знает о существовании таких периодов становления личности, лучше понимает своего малыша, создает благоприятные условия для его развития, дает ему возможность с удовольствием осваивать новые навыки, не растрачивая энергию на тревоги и необходимость вновь и вновь ориентироваться в изменившихся условиях.


Наверх