Один шаг к самостоятельности.

montessori servirovka2Участие в сервировке стола – полезный для формирования уверенности в себе повседневный ритуал, который является важным этапом в подготовке к завтраку, обеду или ужину. Начать освоение движений и последовательности действий при накрывании на стол удобно с простейших навыков самообслуживания.

Прежде всего мы показываем ребёнку, где хранится его посуда и столовые приборы, обеспечиваем легкий доступ к ним (низко, мало предметов, легко открыть ящик, посуда привлекательная внешне и на ощупь).

Перед тем как поставить на стол посуду, мы предлагаем ребёнку салфетку-протектор с обозначениями мест для тарелки, чашки, вилки, ложки и ножа. Эта подсказка поможет почувствовать свой успех даже детям 14-16-ти месяцев.

Важно предоставить ребенку возможность самому выбрать и положить столько еды, сколько он хочет съесть. Для этого мы ставим в центр стола общую супницу или блюдо с едой для всей семьи. Необходимо помнить, что свобода выбора всегда связана с ответственностью: если сам положил, надо съесть всё, что находится в тарелке. На первом этапе мы оказываем ребенку помощь в контроле за размером порции, постепенно он научится накладывать столько, сколько ему необходимо, самоконтроль перенесется с точки выхода («не хочу больше») на точку входа («попробую и положу ещё»).

montessori servirovka1Важное правило – за столом мы сидим и принимаем пищу. Телевизор, телефон, книги, игрушки – всё это не совместимые с едой предметы. Они будут мешать научиться чувствовать свои потребности и контролировать свои движения. Приём пищи – это редкий момент ограничения перемещений в монтессори-классе. Мы садимся за стол, ждём пока все соберутся и только после этого взрослый начинает трапезу, показывая пример (как и сколько положить). Мы дожёвываем и допиваем, строго сидя за столом, встают и дети, и взрослые только для того, чтобы сменить суповую тарелку на другую, для второго (в этот же момент взрослый ставит на стол следующую смену блюд) или завершить процесс.

После обеда ребенок может убрать за собой посуду и даже вымыть её, ведь как известно, кухня – это исследовательский рай, куда постоянно манит детей. Главное, чтобы родители поняли, что их малыш действительно с этим справится и организовали необходимое пространство для приобретения ребенком функциональной независимости.

Поведение взрослого всегда будет самым главным примером для формирования привычек ребёнка. Что мы хотим предать ему? Как завтракать в машине, вскакивать из-за стола, отвечая на телефон, оставлять за собой грязную посуду, угощаться из чужих тарелок? Или как пользоваться ножом и вилкой, нарядно свернуть салфетки, как пробовать новое блюдо, беречь труд того кто приготовил еду и принимать пищу всем вместе, семьёй?!


Наверх