Раскрытие природного потенциала в соответствии с возрастом ребенка.

013 montessori periodyПочему старший класс в нашем Клубе называется 3-6? Как быть детям старше 6 лет, могут ли они остаться в своей группе до школы, будут ли они развиваться и сохранится ли интерес к учёбе? Постараемся ответить на перечисленные вопросы, ведь если вашему ребёнку исполнилось пять, то конечно вы уже задумались об этом.

Мария Монтессори разделила периоды роста детей на различные этапы: каждая стадия развития длится шесть лет, каждая последующая стадия формируется на основе предыдущей. Она обратила внимание на то, что эти стадии сильно отличаются друг от друга физически и психологически, и призвала сторонников метода принимать во внимание существование стадий развития и использовать разные образовательные методы с детьми разного возраста.

"Самым важным периодом жизни является не студенческий возраст, а первый период, период с рождения до 6 лет. Потому что это то время, когда формируется величайший инструмент человека - интеллект. И не только интеллект, но и вся совокупность его психических сил".                                           М. Монтессори "Впитывающий разум".

014 montessori periodyДоктор Монтессори заметила, что стадии интенсивного развития и роста чередуются с более спокойными фазами равномерного развития. Первая стадия (от 0 до 6 лет) соответствует столь бурному и быстрому развитию детей, что внутри неё были выделены четкие фазы: период формирования психики от 0 до 3 лет, и период становления характера, в возрасте от 3 до 6.

Для каждого возраста в рамках методики Монтессори необходима специальная, отвечающая потребностям данного возраста среда. Например, Nido или Infant – это группы для малышей от 2 месяцев, в которых опытный педагог вместе с мамой наблюдает за ребенком, и дает профессиональные консультации в спокойной уютной атмосфере. Ребёнок же получает возможности для развития движений, координации глаз-рука и начинает формировать уверенность в себе: «у меня всё получится!».

 

015 montessori periodyToddler класс от 14 месяцев до 3 лет становится первым самостоятельным обществом ребёнка. И значит будет активно развиваться не только координация движений, но и речь, появятся первые социальные навыки. Педагог позволяет и даже стимулирует ребёнка к тому, чтобы самостоятельно одеваться, накрывать на стол, готовить еду, поддерживать чистоту, заботится о других детях. Всё это вместе позволяет ребёнку становиться независимым: «я справлюсь сам! я хочу научиться!».

Casa dei Bambini или класс 3-6, возраст, когда дети познают мир через действия, органы чувств и собственный опыт. Для каждого года пребывания ребёнка в классе 3-6 есть определённые материалы, которые будут достаточно сложны и при этом интересны детям именно на данном году их жизни. Практические навыки, устная речь и расширение словарного запаса, вежливость и любовь к учёбе мы продолжаем развивать весь период пребывания ребёнка в Casa dei Bambini, усложняя их по мере роста навыков и возможностей конкретного ребёнка. Добавляются изучение географии, биологии, творчество, музыка, английский язык, которые так же будут сопровождать ребёнка до выпускного, расширяя его кругозор и отвечая природной любознательности маленького человека.

016 montessori periodyПик интереса к сенсорным ощущениям (цветам, размерам, запахам, весу, температуре и т.д.) приходится на 3,5 года, и значит основная работа по развитию ощущений и умению их классифицировать происходит на первом году пребывания ребёнка в 3-6. Так же как и работа с умением различать звуки в словах, обводить шершавые на ощупь буквы и соединять их с тем звуком, который слышит ребёнок. Получив этот навык, дети с радостью «пишут» слова, которые сами же придумывают, из готовых букв подвижного алфавита.

Второй год в классе 3-6 – это работа с письменной речью и начало работы с математикой. Дети начинают писать слова карандашом на бумаге со строчкой, придумывают и выкладывают уже целые истории, начинают читать, появляется интерес к счёту, а он с Монтессори-материалом уже в этом возрасте возможен до десяти тысяч. Дети в группе из 2-3 человек самостоятельно складывают, умножают и делят – для них это такая же весёлая игра как «дочки-матери», и, что немаловажно, всегда сохраняется возможность общаться, двигаться.

На третьем году начинаются глубокие исследования языка. Почему одни слова можно принести, а другие только сделать? Почему чёрствый может быть хлеб или человек, но не стол? Как грамотно расставить слова в предложении, и для чего все эти символы, почему недостаточно точки? Сколько же слов в нашем языке слышится и пишется по-разному??! Устная речь станет очень важной основой не только для письма, но и для чтения, которое состоит не просто в расшифровке слов, но в любви к языку и литературе, любви к чтению книг.

017 montessori periodyВ этот же год дети 5-6 лет продолжают формировать положительное отношение к математике. Математика – это просто. У нас всего десять символов, которые ведут себя всего четырьмя способами. Это весело! В Монтессори среде много математических материалов, что позволяет не утратить интереса и продолжать отрабатывать навык. В традиционной системе преподавания математики заложенная основа не является стабильной, но при этом постоянно происходит переход к чему-то более сложному. И все дальнейшие проблемы школьников с математикой связаны именно с непониманием основ. В Монтессори классе наша обязанность дать ребенку хорошую основу базовых знаний и позаботиться о том, что мы не спешим, не ускоряем процессы, и переходим к следующему этапу только когда ребенок готов и ему нравится эта деятельность.

Elementary - программа для детей 6 - 12 лет. Пять лет в нашем Клубе существовал школьный класс, где дети 7-10 лет познавали язык, математику, биологию, географию, астрономию и историю как тесно связанные друг с другом и жизнью человека науки. При помощи специальных материалов, высококвалифицированных педагогов и конечно же собственного опыта. В этом возрасте совместная работа детей в небольших группах, их персональные исследования и умение найти информацию, навыки презентации проектов – вот что становится потребностью и основой обучения. Можно ли реализовать такое обучение на четвертом году пребывания в классе 3-6? Конечно же можно! Достаточно имеется и усложнений в материалах которые в методе Монтессори всегда имеют преемственность от одного навыка к следующему, и специальных пособий для первых двух лет пребывания в классе elementary (остальные мы переправили коллегам в Нижний Новгород), и опыта у педагогов, и заинтересованной публики помладше, которая будет с широко раскрытыми глазами слушать рассказ семилетки о животных, океанах или звёздах…

Система традиционного образования по сей день предпочитает закрывать глаза на то, что предлагаемые ребёнку навыки очень значимо отстают от его реальных возможностей и потребностей. Монтессори-среда для ребёнка любого возраста обеспечивает раскрытие его природного потенциала, даёт возможности для оптимального развития, высокой самооценки и значит сохраняет  не просто интерес, а любовь к учебе и желание не только узнавать, но и осваивать (научиться делать) новое.


Наверх