Вы замечали, что дети слышат медленнее, чем мы говорим?
- Подробности
- Опубликовано 30.05.2023 10:16
Как говорить с маленькими детьми, чтобы Вас услышали? Расскажем о важных принципах и причинах, обосновывающих их.
Малыш рождается с огромным, избыточным, количеством нейронов и обладает всеми возможностями для развития связей между ними. Сеть связей образуется лишь по мере получения впечатлений (двигаемся, видим цвет, слышим речь и т.п.). Нервные окончания, проходящие по всему телу и передающие электрические сигналы покрыты жироподобной субстанцией для изоляции передачи. Представьте себе провода, они обязательно обёрнуты оболочкой, иначе просто произойдет замыкание. У человека такая оболочка называется миелиновой.
Миелиновая оболочка при рождении совсем тонкая, по мере её роста увеличивается и скорость передачи сигналов. Миелинизация обуславливает контроль движений и к возрасту одного года субстанция обычно сформирована, но будет продолжать расти до 24 лет и становится толще благодаря разнообразию предлагаемых ребёнку движений, ощущений. Скорость же передачи сигналов к мозгу и от мозга тем меньше, чем младше ребёнок и чем меньше он способен координировать свои движения.
Как же всё это связано с речью? Взрослому важно понимать, что у ребёнка есть физическая причина «не слышать» или «не успевать понять» когда взрослый говорит быстро, одну фразу за другой. Обращаясь к ребёнку, нужно осознавать, что пока мы договорим свою мысль, мозг ребенка только начнёт её слушать! Нужно еще немного времени, чтобы понять сказанное, и обязательно нужна пауза, длинная пауза, чтобы сигнал прошёл обратно от мозга к речевому аппарату и ребёнок успел ответить или отреагировать жестом раньше, чем взрослый в своём нетерпении повторил снова и снова, думая что его не слышат и даже не подозревая о том, что же происходит в действительности.
Итак, первое правило. Говорить с детьми нужно медленно, оставляя паузы для ответной реакции.
Правило второе. Мы говорим глядя глаза в глаза. Это значит, что взрослому нужно опуститься на уровень малыша, поймать его взгляд и внимание, и только в этот момент обратиться к ребёнку. Обусловлен такой подход не только уважением к личности маленького человека и желанием сосредоточить его внимание на разговоре. Ещё один важный момент – артикуляция. Маленькие дети смотрят на рот говорящего, они подсознательно впитывают наши движения, чувствуют эмоции и это помогает освоить речь. Ряд современных исследований подтвердил факт того, что младенцы не способны перенять язык через ТВ или аудио обучение, только от человека к человеку!
Грамотная, богатая, но конкретная и понятная речь взрослого – это третье правило. Мы ожидаем что дети будут использовать слова по назначению, научатся подбирать подходящие прилагательные, законченно и ясно выражать свою мысль. В возрасте старше трёх лет, если ребёнок говорит о несвязных вещах, теряется в деталях, мы можем помочь ему придерживаться темы задавая наводящие вопросы.
И последнее правило. Когда ребёнок что-то говорит или хочет сказать – не угадывайте раньше, чем он выскажется в меру своих текущих возможностей. Про важность данной стратегии будет следующий пост.