Развитие речи. Провокация!

033 montessori progulkaВернёмся к вопросу о том, как взрослые, угадывая не высказанную ребёнком просьбу, могут помешать его развитию. И чем же мы на самом деле можем помочь?!

Представьте, ребенок только начинает говорить, и вот ему хочется пить. Он показывает на воду и… с какой реакцией взрослого сталкивается?

- Хочешь пить? - и наливаем…

- Скажи: «дай пить!» - требуем, думая, что помогаем научиться…

Иногда просто молча наливаем, ведь взрослый уже понял суть потребности малыша, а о развитии речи ещё не задумался.

Все эти способы малоэффективны. Мы рекомендуем обязательно делать две вещи:

Во-первых, дождаться, пока ребёнок свою просьбу выскажет доступным ему способом. Попросит взглядом, жестом, словом – как уже умеет. Детям очень важно разобраться с тем, какие потребности они испытывают и какими способами их можно выразить.

Во-вторых, скажите сами то, что принято говорить в этой ситуации. «Мама, дай мне пожалуйста пить!». Именно так ребёнок узнаёт способ, выучивает нужные слова.

Ребёнок хочет и может быть активным участником событий! Кому-то доступно попросить только жестом. Но если мы предлагаем помощь раньше, чем малыш сам решит, что нуждается в ней, мы как-бы посылаем ему сигнал: «ты сам не справишься».

034 montessori progulkaКто-то скажет только простое короткое слово «суп» для того чтобы попросить добавки. Взрослый повторит: «Рита, передай мне, пожалуйста, суп!», и подвинет супницу к малышу. Кто-то скажет «суп», а педагог останется глух… Мы знаем, что ребёнок может попросить иначе, полной фразой, и ждём от него этого, провоцируем! Дети старшего класса иногда подходят с просьбой: «у меня не получается». И если взрослый побежит помогать, то как они научатся грамотно выражать свою мысль, осознавать, что фраза должна быть простой и понятной: «Полина, подойди, пожалуйста, мне нужна помощь!». И мы не бежим, мы используем активное слушание: «у тебя не получается!». Иногда нужно подсказать: «Ты хочешь меня о чём-то попросить или просто рассказываешь?» И так далее, и так много раз в течение дня мы предлагаем эффективные слова не только на специальных уроках вежливости и любезности, но и во всём разнообразии жизненных ситуаций.

Ребёнок с полным тазом воды подходит к закрытой двери. Бросаясь открыть её, взрослые лишают человека выбора: попросить маму, попросить брата, поставить таз и открыть, попробовать открыть с тазом в руках… Именно необходимость выбора учит детей принимать решения, а умение грамотно выражать суть, помогает найти взаимопонимание с другими людьми.


Наверх