Детские слёзы.
- Подробности
- Опубликовано 23.04.2024 08:41
Все дети иногда плачут. Больше или меньше - зависит от нас, взрослых. И вовсе не от того насколько мы «хорошие родители», а от того, насколько окружающая реальность удовлетворяет природные потребности ребёнка.
Перестало быть сухо или сытно – младенец заплачет, это единственный способ сообщить взрослому о проблеме. Тело требует движений, а малыша пристегнули к коляске – снова будут слёзы.
С возрастом, потребности детей меняются, и задача взрослого - научить ребёнка выражать свои желания и чувства словами. Для этого прежде всего стоит задуматься о собственных способах реагирования на детские слёзы. Есть много распространённых, привычных реакций взрослого, которые ведут к печальным результатам.
- Перестань плакать! - дальше есть множество вариантов, от «дам конфету», до «накажу». В такой ситуации ребёнок понимает, что не имеет права на чувства, что нужно спрятать свои эмоции и никогда не выражать их, ведь взрослые совершенно не в состоянии вынести их. «Перестань плакать» равносильно «не чувствуй»! Наказания дают понимание того, что мир опасен и мне следует остерегаться, не быть собой.
- На тебя смотрят, не плачь! – важнее всего что скажут и подумают чужие люди, важен не Я, важны ОНИ. Мнение других людей для моей мамы значит больше, чем мои чувства…
- Посмотри на Петю, он не плачет! – малыш начнёт думать, что с ним что-то не так, он хуже, а Петя лучше. Другие правильные, а со мной не всё в порядке.
- Ничего страшного! – обесценивание эмоций ребёнка. Нужно чувствовать иначе, ты неправильно чувствуешь.
Для того чтобы реагировать на слёзы с пользой для малыша, сначала нужно разобраться в их причине. Подумать о том, что происходит сейчас и что было до плача.
Много ситуаций, когда за слезами прячется конкретная эмоция: испуг, обида, боль и т.д. Детей нужно учить различать эмоции, а значит полезно будет назвать эмоцию правильно и разделить её с ребёнком. «Тебе очень хотелось покататься на качели, так обидно, что они сейчас заняты! Подождём пока освободятся или поиграем пока в мяч?»
Другой вариант – это манипуляция, иногда дети слезами привлекают внимание или добиваются своего. Нужно разрешить плакать сколько хочется, но в отдельном месте (своей комнате, на лавочке) и продолжить диалог или иное взаимодействие только после того, когда ребёнок будет готов делать это спокойно.
Слезы тщетности. Это слёзы отчаяния, которые обязательно нужно выплакать. «Я хочу, чтобы было так-то, и это невозможно». Разные ситуации могут вызвать подобные слёзы, и простые, и сложные. Пригласили на день рождения, а я заболел и пойти не смогу. Папа должен был прийти рано, но уже пора ложиться спать, а папа так и не приехал. В данном случае взрослому необходимо и проговорить ситуацию, и пожалеть о невозможности вместе, и помочь постепенно успокоиться. Важно не путать такие слёзы с манипуляцией. Поплакать о невозможности покупки нового конструктора и порассуждать о том, как в него интересно было бы играть – это одно, а вот биться в истерике пока не купят или хотя бы одарят родительским вниманием надолго – это очень разные ситуации, но родителям, которых одолевают собственные эмоции, иногда так сложно бывает первое отличить от второго!
Может быть малыш переутомился и хочет спать/кушать, тогда нужно просто пожалеть, помочь успокоиться и уснуть/накормить. Помощь, которую оказывает взрослый направлена в первую очередь на устранение физической причины слёз, а слова и действия немного похожи на вариант со слезами тщетности. «Тебе бы хотелось продолжить прогулку, жаль, что пришло время сна и пора домой».
Дайте понять вашим детям, что слёзы – это нормально! Испытывать любые чувства, даже негативные – естественно и для детей, и для взрослых! Своим примером учите ребят выражать свои чувства и делать это без нарушения границ других людей.