Плохое поведение ребёнка? Или ошибки взрослых?!
- Подробности
- Опубликовано 25.05.2024 05:47
Поведение детей, которое не нравится, не удобно взрослым бывает разным, и часто его и считают «плохим», а на самом деле оно просто не соответствует ожиданиям родителей, учителей. Рассмотрим несколько вариантов.
Ребёнок ведет себя демонстративно (нарушает запреты, кричит если просят помолчать, бросает игрушки и т.п. заметное поведение). Плохо? Конечно! А в чём суть такого поведения, давайте заглянем изнутри, для чего ребёнку «специально» делать то, что нельзя? Цель только одна – привлечение внимания! Почему именно таким сомнительным способом!? Всё просто. Именно так научили взрослые, когда замечали плохое: пролил, плакал, испачкался; и не замечали хорошее: сам налил воды, был весел, помыл руки. Делать замечания, наказывать – бесполезно. Взрослым нужно избавиться от собственной эмоциональной холодности и учить ребёнка привлекать внимание иначе, замечая всё хорошее в его действиях.
Ребёнок портит вещи. Природное любопытство и исследовательский интерес – это лишь один вариант, тогда всё просто. Достаточно предложить то, что можно разбирать на части (старый будильник вместо нового и т.п.). Иногда же дети портят вещи в ответ на обиду, на понимание несправедливости произошедшего. В таком случае, ребёнок вредит вроде бы намеренно. Вот только у маленьких детей такое поведение не осознанно. Обиделся что мама не почитала – порвал книгу. Во взрослом обществе, это история про месть. От рождения дети не умеют даже обижаться, это эмоция, которую они получают от окружающих взрослых, и которой лучше не учить! Привычка решать вопросы силой или уходить от их решения, склонность не слышать и не учитывать мнения ребёнка (там где оно уместно), собственный навык дуться, а так же насилие, присутствующее в обществе (толкнули – толкни и ты), книгах, мультфильмах – всё это учит малышей обижаться и неосознанно вредить в ответ. Когда взрослые строят отношения с позиции заботы, оставаясь при этом сами ответственными за происходящее (принимающими решение), дают пример конструктивного прохождения через конфликты – дети не учатся обижаться, и испортить вещь могут только от природной любознательности.
Ребёнок боится. Стесняется общаться, не решается пробовать что-то сделать, куда-то залезть… Излишне требовательные взрослые, склонные раздавать свои оценки (это плохо, это недостаточно хорошо), высмеивать ребёнка, делать замечания, формируют модель поведения «не буду делать ничего, у меня всё равно не получится». При этом требовательность относится к неразумным ожиданиям взрослого, например, что ребенок в три года будет чистым приходить с прогулки, а в школе должен получать одни пятёрки и т.п., а вовсе не к установлению правил (режим, разумные запреты). Избегать неудачи человек в детстве учится на всю жизнь!
Взрослые делают свои ошибки, и только исправляя и обучая себя, они могут выбрать лучший путь для детей и избавить самих себя от «плохого поведения» ребёнка.