Выбор игрушек.

030 sadik montessori igrСегодня хочется рассказать об очень важном принципе, который мы используем на благо детей. Звучит он коротко – «от простого к сложному». Многолетний опыт работы с детьми создаёт иллюзию, что этот постулат очевиден для любого взрослого. Однако, иногда в повседневной жизни происходит иначе: конструктор родители покупают «на вырост», чтобы не наскучил, настольную игру «посложнее», чтобы малыш развивался и т.п.

Если в 3-4 года ребёнок собирает «Лего» для возраста 5+ или 7+, то очень велика вероятность, что он будет собирать его не сам, прося помощи взрослого в том, чтобы понять инструкцию, отцепить детали, разобраться в мелочах. И ощущать «я не могу, мне нужны помощники». Другое дело, если малыш собирает крупные кубики «Лего Дупло». Его навыков хватит и для использования инструкции, и для создания собственных задумок. «Я справляюсь! Я могу и хочу идти вперёд!»

031 sadik montessori igrВ каждом Монтессори материале заложено несколько различных этапов работы, освоив самый простой, дети переходят на следующий уровень. Каждый этап прорабатывается до полного понимания, иначе фундамент окажется шатким, порой дети сами пытаются забежать вперёд и испытывают разочарование – «не получилось!», и так сами осознают необходимость вернуться и доработать. Любой уровень позволяет самостоятельно контролировать прогресс: всё правильно или нужно попробовать снова.

 

Например, работе с музыкальными колокольчиками предшествует работа с шумовыми цилиндрами. Послушал – нашёл пары, проверил. Различия звуков весьма очевидны и по силам трёхлетке. Затем дети подбирают музыкальные пары нот, которые порой очень похожи, ведь отличаются всего на пол тона. Затем можно перепутать все ноты гаммы до-мажор и выстроить все восемь в ряд от низкой, до высокой До. Стало не сложно – добавим ещё пять нот хроматической гаммы и будем собирать ряд из них, и т.д., до чтения нот и записи, сочинения музыки.

032 sadik montessori igrВышивка. Сначала ребёнок учится нанизывать крупные бусины на шнурок, затем они становятся меньше, затем двухлетке можно предложить гобеленовую иголку и учиться вставлять толстую нить снизу и сверху в картон. В три года можно пришить крупную пуговицу на плотный кусок фетра. Последовательно изучать виды швов на картоне, от самого простого «вперёд иголкой», «через край» и т.д., до крупных крестиков. В таких материалах у детей всегда есть запас уже готовых иголок с нитками, и пока ещё рано учиться завязывать узелки. К 4,5-5 годам руки и глаза готовы отмерить нитку и вставить её в острую иголку, сшивать вместе пару деталей из фетра. Перед ребёнком 5+ открывается целый мир нового творчества: вышивка крестиком, вышивка сложных фигур сплошным швом и т.п.

Только представьте, сможет ли ребёнок пяти лет, не имевший простого опыта в музыке или шитье, справится сам с задачей сложнее начальных шагов? Что он почувствует, если предложить ему сразу сложную работу?

033 sadik montessori igrВыбирая пазлы, конструкторы, пирамидки, велосипеды, творческие наборы, книги мы рекомендуем подумать о том, что ваш ребёнок уже может, и чему ему требуется научиться для перехода на следующий этап. Какое занятие позволит научиться самому?..

Выбирая кукол, мягкие игрушки, фигурки животных, посмотрите насколько они соответствуют реальной картине мира. Грустные истории про влияние на психику кукол Барби, как и разного рода монстров можно поискать в других источниках.


Наверх