Развивающие гаджеты.

039 sadik montessori gadjetРодители иногда используют ТВ и другие гаджеты даже для самых маленьких детей. Во-первых, им хочется иметь немного свободного времени, пока ребёнок занят просмотром. Во-вторых, это современная реальность, в-третьих, они часто убедили сами себя, что это вовсе не баловство, а развивающий фильм или игра, где малыш узнает много нового. 

Дети зачарованы экраном, смотрят, не шевелясь и не отрывая глаз. Родители в восторге. Погружение ребёнка в просмотр, его прилипание к экрану вовсе не означает развитие интеллекта или усидчивости, увы, совсем даже наоборот. Технологии быстро меняющихся картинок, мигание яркого света провоцируют исключительно невозможность сопротивляться, некое трансовое состояние. Пассивное восприятие и перегруженность информацией создаёт привычку к развлечению, вместо умения добывать и анализировать информацию.

Даже самые любящие родители нуждаются в передышке, и вот уже 15 минут превращаются в пол часа, а затем и два… Процесс успешно затягивает в себя и родителей. Какую цену платит ребёнок за это время отсутствия родительской ответственности?

Гиперстимулы ведут к потребности в увеличении их числа. Ребёнок хочет есть у экрана, играть у экрана, не может себя занять без гаджета. Не может успокоится. Реальность воспринимается в клиповом режиме, лишь бы всё двигалось, шумело и мелькало. Стоит ли ожидать, что у малыша будет развиваться способность к концентрации, умение сосредоточиться? Научится ли он выполнять действия руками, испытывать различные ощущения (тактильные, слуховые, зрительные и т.п.)?

040 sadik montessori gadjetСуть вещей ребёнок открывает вместе с близкими людьми, гуляя по зоопарку, выпекая пирог... Именно люди, взрослые или сверстники, открывают детям чудесные грани действительности. Развитие нуждается в интенсивных взаимодействиях с людьми и с предметами. Способны ли на такую роль гаджеты? Никакая техника не может заменить живого человека, она не способна дать ребёнку понимание смысла окружающих его вещей.

Технические средства — это часть нашей реальности. Давайте применять их крайне ограничено, по назначению, в возрасте старше 5-6 лет, когда психика ребёнка сформировалась. Конструкторы, лепка, рисование, детские игры, в том числе с другими детьми, велосипед и все подобные занятия - первичны для ребёнка. Если малыш 3-4 лет и смотрит мультфильм, то нужно не просто регламентировать время в 5-10 минут, но и подбирать реалистичных, вежливых героев, красивую картинку, а так же самому принимать участие в просмотре, чтобы помочь ребёнку понять и осознать происходящее действо, научить сопереживать героям.

Родителям редко приходит в голову дать трёхлетке доступ к горячему утюгу или острому ножу. Порой ребёнок этого возраста продолжает пользоваться коляской или горшком. Но с двух лет он уже легко справляется с телефоном, а порой и изучает на нём буквы! Задумайтесь, дорогие родители, самостоятельность в вопросах туалета, пешие прогулки и правильно подобранные утюг и нож принесут уверенность в себе, разовьют ловкость и внимательность. Гаджеты же должны использоваться по назначению и в соответствии с возрастом, и тогда они останутся тем, чем должны быть – просто современными инструментами.


Наверх