Социальные отношения в классе Монтессори.
- Подробности
- Опубликовано 29.08.2024 13:39
«Дети поступают согласно своей природе, а не из-за увещеваний учителей. Добро должно рождаться из стремления к взаимопомощи, из единства, возникшего в результате духовной сплочённости. … Природа предлагает внутренние ориентиры, но для развития чего бы то ни было в любой области нужны постоянные усилия и опыт. Если это невозможно, никакие проповеди не помогут. Рост происходит благодаря активности, а не в силу интеллектуального понимания». М. Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», стр. 265
Любое здоровое общество основано на гармонии и сочетании интересов группы, и личных желаний, связанных между собой различными видами деятельности. В возрасте прихода в класс малыши очень эгоцентричны, ближе к трём годам они начинают осознавать себя отдельного, говорить «Я», замечать, что есть и чужие интересы. В два-три года дети пока не очень справляются с формированием дружбы. Нужно много практики, чтобы научиться социальному взаимодействию и много времени, чтобы начать контролировать свои чувства.
Группа Монтессори класса всегда находится в активно взаимодействующем сообществе. Взрослые показывают правильную модель отношений между людьми. Показывают презентации того, каким способом попросить, отказать и т.п. Позволяя детям сталкиваться с задачей и решать проблемы самостоятельно, без вмешательства учителя, Монтессори педагог обеспечивает постоянную практику приемлемого поведения.
Старшие дети Монтессори класса – это ребята способные сотрудничать, обладающие самоконтролем, освоивший язык и способы общения, обладающие уверенностью в себе.
Монтессори среда помогает развить навыки социального взаимодействия, понимания причинно-следственных связей (не буду придерживаться игры - меня скоро из этой игры выведут), осознания личных границ (так со мной себя вести нельзя).
В разновозрастном классе, старшие помогают младшим и даже педагогам. Младшие проявляют интерес к активностям старших. Маленьким детям незнакома зависть, они не переживают что другой ребёнок знает больше, так как понимают, что настанет и их черёд. Старшие дети чувствуют себя защитниками, и так возникает атмосфера заботы, доверия, восхищения.
Всем детям необходимо научиться удерживать совместное внимание, но при этом никому не приходится слишком сильно сдерживать себя, совместная работа проходит в малых группах 2-4 человека и то количество времени, на которое ребёнок уже способен. Каждый ученик имеет возможность развить некий навык в своем собственном темпе и так формируют веру в себя.
Количество материалов в классе ограничено, малышам приходится сотрудничать и уметь поделиться, что способствует управлению эмоциями. Количество детей в классе помогает развитию саморегуляции. Педагоги провоцируют детей обращаться за помощью к другим детям, а не ко взрослым, что в свою очередь придаёт любому навыку еще больше практического значения, а ребёнку важности и уважения к себе самому.
«Каждый предмет существует в одном экземпляре, и если он занят, а ребёнок хочет его получить, то тогда, если это нормализованный ребёнок, он подождёт, пока материал освободится. Это приводит к появлению важных социальных качеств. Ребёнок приходит к пониманию того, что надо уважать работу других, и не потому что ему так сказали, а потому что это та реальность, с которой он сталкивается в повседневной жизни. Есть только один экземпляр каждого материала, так что детям не остаётся ничего другого, как ждать. И поскольку так случается каждый раз и каждый день на протяжении нескольких лет, то идея уважения к другим и необходимости ждать своей очереди становится привычной частью жизни, которая становится всё более зрелой. … На основании опыта в детях развивается ещё одно достоинство – терпение, которое является своего рода сдерживанием порывов посредством контроля. Так что черты характера, которые мы называем добродетельными, возникают спонтанно. Мы не можем обучить нравственному поведению трехлетних детей, но жизненный опыт - может». М. Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», стр. 244