В каком возрасте оптимально отпустить ребёнка в детский сад?
- Подробности
- Опубликовано 13.09.2024 13:38
Родители часто задаются подобным вопросам, ищут вариант, самый лучший для любимого сына или дочки. Мы не будем говорить в этой заметке о ситуациях, когда жизнь не оставляет выбора. Напротив, мы расскажем какие ключевые моменты нужно иметь в виду в поиске оптимального варианта. Более того, под детским садом мы предпочтём рассматривать исключительно Монтессори класс с его возможностями для развития физической и ментальной самостоятельности.
Первое, о чем редко известно взрослым, это чувствительность детей к определённому порядку (режиму, образу жизни, привычному ходу вещей, кроватке, комнате, людям), которая в возрасте 2 лет достигает своего пика. И это означает, что малышу гораздо проще пройти адаптацию в новом коллективе в 1,5 года и младше, или после 2,5 лет.
Монтессори класс, которым руководит квалифицированный педагог, предлагает детям различные активности в конкретной последовательности и строго в соответствии с возрастом, природой предназначенным для освоения тех или иных навыков. Что это означает на практике? Например то, что в 14 месяцев ребенок может самостоятельно одеваться и раздеваться, и это так же естественно, как то, что в 6 он готов ползать. В три года дети не только научились правильно держать столовые приборы и карандаш, но благодаря различным движениям (стирка, кулинария, полировка и т.д.) развили пальчики и координацию. Они играют в звуковые игры тренируют тактильную, зрительную и другую чувствительность. В этот период нормально пользоваться унитазом без помощи взрослого в любой ситуации. И не нормально знать цифры или не уметь одеваться.
С 14 месяцев дети учатся принимать решения: сделать то, или это; нести аккуратно или небрежно. Сами несут ответственность: пролил – вытираем; уронил – собираем. С раннего возраста ребенку приходится научиться думать и понимать собственные потребности (хочу добавки или я уже сыт, возьму пластилин, или помою посуду).
Всё вышеперечисленное ребёнок может делать и дома, если только ему разрешить, создать соразмерную среду и перестать торопить. Фактически, для просвещенного родителя нет никакой необходимости отдавать ребёнка в детский сад до 3 лет, достаточно предоставить реальную среду, кухню, и просто жить, читать книги, печь вместе пироги, но не заниматься буквами и цифрами.
В реальности, часто происходит иначе. До 3, а иногда и до 4 лет ребенок кажется родителям маленьким и беспомощным. Его кормят, одевают, сажают на горшок и при этом водят на занятия по раннему развитию, учат буквам и показывают развивающие видео. За него выбирают чем заниматься, искренне считая, что ребенок делает выбор сам. Например, так: «ты хочешь лепить или рисовать сейчас?».
Другой вариант, очень в духе современной системы образования. «А, какая разница кто и чем занимается с детьми в яслях. Лишь бы они были сухи и сыты!» Ребёнка рано отдают в обычный садик, полагая, что ничего кроме хорошего присмотра и коллектива ему сейчас не нужно. А к 4-5 годам родители начинают размышлять о подготовке к школе, и искать более продвинутые варианты детского учреждения.
Старший класс (Casa) в методике Монтессори принимает детей с трёх лет. И это не случайно! Около трех лет ребёнок сильно меняется, начинает интересоваться сверстниками. В случае, когда необходимый уровень самостоятельности уже достигнут, трехлетка готов сознательно учиться новому, сложному. Радоваться успеху, и не пугаться ошибок. Педагог последовательно и вовремя предложит сложные практические упражнения, тренировку чувств, навыки письма, чтения, математику.
Дети, которые переходят в старший класс из младшего (Toddler), легко включаются в работу, имеют свои собственные интересы и легко справляются со сложными движениями, необходимыми на пути прогресса. Ребята-новички, те кто впервые попал в класс в возрасте трех лет, первый год осваиваются в реальных упражнениях (мыть стол, посуду, резать овощи и т.п.) которые станут фундаментом дальнейшего образования.
Детей старше 4.5 лет сложно адаптировать к ритму жизни класса. Особенно, если они посещали не Монтессори детский сад. Они привыкли торопиться, искать помощи взрослого и его указаний, не умеют самостоятельно оценивать результат работы или своё отношение к ней. Бывает, что они умеют читать, но не умеют аккуратно сложить одежду. И это колоссальное различие накопленного жизненного опыта у бывшего тоддлера, и «взрослого» новичка будет обуславливать сложности в освоении упущенного ранее действия, или материала, интерес к которому пропал в связи с достижением возраста четырех лет.
С 3 лет в классе ребятам предлагаются материалы, которые позволяют идти от простого к сложному, и вовремя освоить каждый навык. Материалы не сложно купить, но дома они не работают так, как в руках у опытного педагога, а еще они не работают «в одиночку», нужны другие дети – группа.
Третий момент, который нужно учитывать, подбирая возраст для похода в детский коллектив – это привязанность малыша к маме и готовность самой мамы. Дети, не имеющие опыта разлучаться с мамой хоть иногда, привыкшие к тому, что мама с ним занимается целый день и не умеющие конструктивно развлечь себя сами, будут тем сложнее привыкать к жизни в коллективе, чем старше они становятся. Мамы, которые не готовы, не доверяют, не хотят отпустить в сад, против собственной воли передадут негативные эмоции ребёнку, и в лучшем случае из адаптации получится чреда бесконечных психосоматических болезней.
Четвертый аспект – это здоровье, необходимо выработать иммунитет. В возрасте около года, когда дети всё активно тянут в рот, а взять предмет уже могут в любом доступном месте, слюна ребенка обладает антибактериальным действием. Природа защищает малыша. В этот же момент (с появлением ходьбы) естественным образом расширяются его контакты. Именно в возрасте от года до двух лет дети, попавшие в коллектив, болеют легче и быстрее выздоравливают. Так они тренируют защитные силы организма. Оттягивая формирование иммунитета, взрослые невольно подвергают детей более серьёзным рискам.
Интернет заполнен статьями о том, что до трех лет отдавать ребёнка в детский сад – варварство, жалко, рано и т.п. Идея о том, что можно пока посидеть дома, а уже потом пойти в детский сад полностью оправдана, если ребёнок старше 14 месяцев дома будет занят обычными человеческими делами, а взрослый не только умеет обеспечить развитие самостоятельности, но и знает о том, какие действия способствуют развитию речи, а какие мешают. Только в этом случае оптимальным возрастом прихода в садик будет три года.
Во всех остальных случаях, прийти в Монтессори класс лучше всего в возрасте от 14 месяцев до полутора лет, хотя бы на пол дня, если на полный день пока отдавать малыша не хочется.