Музыкальное развитие.
- Опубликовано 27.04.2023 10:21
Знакомство с различными музыкальными инструментами, их названием и звучанием начинается ещё в тоддлер классе и может продолжаться, углубляться почти до бесконечности. Дети используют металлофоны, флейты, тамбурины, треугольники и много других музыкальных инструментов. Мы вместе хлопаем ритмы и двигаемся в такт музыке.
В старшем классе для развития слуха и даже нотной грамотности, есть специальный материал – «Монтессори колокольчики». Благодаря ему дети учатся подбирать звуки (нотки гаммы «До-мажор») в пары, а затем и выстраивать из них градацию. Потом мы усложняем задачу, достаём черные колокольчики, чтобы гамма стала хроматической. Изучаем нотный стан, название нот и дети учатся писать не только слова, но и музыку. Знакомимся с композиторами и отрывками музыкальных произведений, продолжаем расширять лексический запас. Конечно, для детей важно потрогать, увидеть!
На прошлой неделе к нам в гости приходили музыканты из Ярославской филармонии. Ребята познакомились с «Детским альбомом» П.И. Чайковского, подержали в руках скрипку, альт и фагот.
Самостоятельность ребёнка.
- Опубликовано 17.04.2023 16:51
Самая главная задача Монтессори-педагогики, вовсе не раннее чтение или счёт, как может кто-то подумать. Гораздо важнее помочь маленькому человеку адаптироваться в нашем мире, приобрести независимость и значит научиться самостоятельно: одеваться, используя все виды застёжек; чувствовать свои потребности (например, сколько супа я хочу сейчас съесть и т.п.) и пользоваться столовыми приборами (правильно держать ложку, кушать второе при помощи вилки и ножа); готовить себе еду (порезать огурец, налить воды); использовать туалет; общаться с другими людьми (сверстниками и взрослыми); уважать свои и чужие личные границы; быть способным ухаживать за своим пространством; соблюдать социальные правила; нести ответственность и принимать правильные решения (почистил картошку - нужно убрать; начал играть с друзьями - не можешь просто так выйти из игры, нужно обсудить и договориться с ними).
Независимость - естественная часть развития, врожденная его способность, необходимость которой обусловлена природой и потому природа подталкивает ребёнка к формированию самостоятельности.
Независимость может сформироваться только при поддержке взрослого. Если взрослый не подкрепляет потребность в обретении независимости – это противоречит естественному развитию ребёнка и имеет последствия в виде самых разнообразных отклонений в развитии и поведении.
Ребенку нужно что-то делать с самого начала жизни, как только он способен хотя бы что-то делать: держать голову, переворачиваться, брать погремушку, бегать, рисовать, читать... Проявлять свою волю и становиться самостоятельным. Взрослые несут ответственность за предоставление ребёнку такой возможности! Например, сидя в коляске малыш не сможет двигаться. Посещая занятия по расписанию (как принято в традиционном детском саду), дети не могут выбрать деятельность максимально полезную для себя в данный момент, и вынуждены делать то, что запланировал взрослый.
Рождение ребёнка начинается с первого шага на пути формирования его самостоятельности – перерезания пуповины и появления независимого от мамы дыхания. Нам легко представить, что произойдёт, если данный шаг не сделать вовремя.
Монтессори-среда полностью удовлетворяет потребности ребёнка в приобретении независимости и своим размером, и простотой, и упражнениями, которые формируют нужные навыки. Давайте вместе поддерживать наших детей на жизненно важном пути!!!
Раскрытие природного потенциала в соответствии с возрастом ребенка.
- Опубликовано 25.03.2023 07:09
Почему старший класс в нашем Клубе называется 3-6? Как быть детям старше 6 лет, могут ли они остаться в своей группе до школы, будут ли они развиваться и сохранится ли интерес к учёбе? Постараемся ответить на перечисленные вопросы, ведь если вашему ребёнку исполнилось пять, то конечно вы уже задумались об этом.
Мария Монтессори разделила периоды роста детей на различные этапы: каждая стадия развития длится шесть лет, каждая последующая стадия формируется на основе предыдущей. Она обратила внимание на то, что эти стадии сильно отличаются друг от друга физически и психологически, и призвала сторонников метода принимать во внимание существование стадий развития и использовать разные образовательные методы с детьми разного возраста.
"Самым важным периодом жизни является не студенческий возраст, а первый период, период с рождения до 6 лет. Потому что это то время, когда формируется величайший инструмент человека - интеллект. И не только интеллект, но и вся совокупность его психических сил". М. Монтессори "Впитывающий разум".
Доктор Монтессори заметила, что стадии интенсивного развития и роста чередуются с более спокойными фазами равномерного развития. Первая стадия (от 0 до 6 лет) соответствует столь бурному и быстрому развитию детей, что внутри неё были выделены четкие фазы: период формирования психики от 0 до 3 лет, и период становления характера, в возрасте от 3 до 6.
Для каждого возраста в рамках методики Монтессори необходима специальная, отвечающая потребностям данного возраста среда. Например, Nido или Infant – это группы для малышей от 2 месяцев, в которых опытный педагог вместе с мамой наблюдает за ребенком, и дает профессиональные консультации в спокойной уютной атмосфере. Ребёнок же получает возможности для развития движений, координации глаз-рука и начинает формировать уверенность в себе: «у меня всё получится!».
Как научить трехлетку терпению?!
- Опубликовано 14.03.2023 14:06
Много трудов написано разными людьми о методике Монтессори. Довольно сложно разобраться без специальной подготовки, какая книга действительно соответствует реальности, а какая приведёт лишь к заблуждению. Одно можно сказать совершенно точно. Выбирайте книги, написанные самой Марией Монтессори! У них не самый простой слог, но в них вы точно найдёте достоверную информацию!!! А сегодня для вас цитата о том, как дети в Монтессори-классах приобретают навыки терпения.
«Каждый предмет существует в одном экземпляре, и если он занят, а ребёнок хочет его получить, то тогда, если это нормализованный ребёнок, он подождёт, пока материал освободится. Это приводит к появлению важных социальных качеств. Ребёнок приходит к пониманию того, что надо уважать работу других, и не потому что ему так сказали, а потому что это та реальность, с которой он сталкивается в повседневной жизни. Есть только один экземпляр каждого материала, так что детям не остаётся ничего другого, как ждать. И поскольку так случается каждый раз и каждый день на протяжении нескольких лет, то идея уважения к другим и необходимости ждать своей очереди становится привычной частью жизни, которая становится всё более зрелой. … На основании опыта в детях развивается ещё одно достоинство – терпение, которое является своего рода сдерживанием порывов посредством контроля. Так что черты характера, которые мы называем добродетельными, возникают спонтанно. Мы не можем обучить нравственному поведению трехлетних детей, но жизненный опыт - может». М. Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка».
Английский язык
- Опубликовано 25.02.2023 08:06
Обучение в Монтессори классе иностранному языку строится с учетом специфики методики. Для детей у нас создана билингвальная среда, англоговорящий педагог использует только английский язык в общении с детьми и взрослыми в течение всего дня и помогает ребятам освоить новый язык с учётом индивидуального темпа усвоения, разного у каждого ребенка. Присутствие педагога с утра и до вечера обеспечивает регулярное повторение лексики в обыденных жизненных ситуациях, а так же своевременное освоение нового материала.
Во время прогулки и обеда учитель проводит с детьми подвижные игры на иностранном языке, исследует окружающую среду и обсуждает происходящее с помощью изученных слов и речевых оборотов, повторяет формы вежливости и названия предметов, например овощей, из которых сварен суп.
Рациональное использование организованной среды, предметов, Монтессори материалов, настольных игр, творчества и даже режимных моментов позволяет сделать процесс усвоения детьми лексики на английском языке максимально эффективным.
Социально компетентный ребенок
- Опубликовано 14.02.2023 12:27
Группа детей Монтессори-класса всегда находится в активном взаимодействии друг с другом. Здоровое общество основано не только на личных желаниях каждого, но на сочетании различных видов деятельности, которые находятся в состоянии гармонии.
«Дети поступают согласно своей природе, а не из-за увещеваний учителей. Добро должно рождаться из стремления к взаимопомощи, из единства, возникшего в результате духовной сплочённости. … То что дала им природа, развивается на основе труда. Природа предлагает внутренние ориентиры, но для развития чего бы то ни было в любой области нужны постоянные усилия и опыт. Если это невозможно, никакие проповеди не помогут. Рост происходит благодаря активности, а не в силу интеллектуального понимания». М. Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка».
Детям очень непросто взять себя в руки, контролировать себя, обладать высоким уровнем социального развития. Наша цель - социально компетентный ребенок, способный сотрудничать, обладающий самоконтролем, освоивший язык и способы общения, обладающий уверенностью в себе.
Приглашение в гости в класс родителей – ещё одна ступенька к достижению этой важной цели. В пятницу, 10 февраля, наше сообщество существенно расширилось, благодаря нашим дорогим папам. Дети без устали показывали им одну презентацию за другой, подсказывали правила, и обязательно просили родителя самостоятельно повторить презентованную работу.
За что дети Монтессори-класса так любят математику?
- Опубликовано 02.02.2023 11:36
Желание считать возникает у ребёнка спонтанно, примерно в одном и том же возрасте у всех детей, обычно ближе к 4-4.5 годам. Так реализуется внутренняя потребность систематизировать предметы и упорядочить мир. Мы, взрослые, можем отвлечь ребёнка от истинного познания количества и понимания его сути, если будем поддерживать запоминание только порядкового счёта: один, два, три… Дети запоминают слова как стихи, но не осознают что стоит за этим «семь» и т.п. Считая конкретные предметы, конфеты или камушки, наоборот можно поддержать интерес малыша.
Монтессори среда ведёт ребёнка путём знакомства сначала с конкретными величинами – количествами. Для этого есть много счётных материалов, считать нужно не подряд, а в разнобой, приносить нужное количества из далека... Когда количества до 10 усвоены, дети знакомятся с символами – цифрами. Кому-то такая работа даётся легко, кому-то сложнее, но всем весело. Ведь математику в этом возрасте мы «делаем вместе с друзьями».
Математика – это легко и весело, всего четыре арифметических действия, всего 10 символов, и всегда рядом те, с кем ты сегодня договорился играть вместе. Арифметические действия ребята усваивают, работая с «золотым материалом» - это бусины, собранные в единицы, десятки, сотни и тысячи. Ребёнок получает представление о сути арифметических действий, о десятичной системе и способе размена разрядов, наглядно видит разницу между сотней и десятком и т.д. Дети выполняют арифметические действия в пределах десяти тысяч, складывают, делят, умножают и вычитают. Радуются, помогают друг-другу, и очень гордятся собой. При этом фактически, ребята считают в пределах десяти (дальше идёт размен, ведь десять единиц – это один десяток, и десять маленьких бусинок мы заменим одним стержнем), а это позволяет научиться выполнять действия без арифметических ошибок, тренирует память и внимательность, подогревает интерес к дальнейшей работе с математикой.
Праздничный репортаж или немного о традициях.
- Опубликовано 10.01.2023 15:15
Много лет в нашем Клубе новогодние предпраздничные дни встречают детей и родителей традиционными мероприятиями.
Итак, всё начинается 1 декабря! Утром ребята всех классов видят смену времён года: в картинах на стенах, в сезонном декоре, в изменении тематики творческих материалов и в других деталях, осень уступает очередь зиме. Ещё пара дней, и вот уже в Монтессори-среде появляется ёлка. Ёлка, которую можно наряжать, надевая и снимая новогодние игрушки столько раз, сколько хочется! Появляется новая лексика: мишура, карнавал, снеговик, серпантин, ёлка. Что это значит, как это пишется, какую историю можно придумать – сколько новых идей для работы!
Ребята 3-6 готовятся к празднику заранее, репетируют танцы, стихи, сценки, обсуждают и готовят карнавальные маски. Наступает главная, предпоследняя неделя декабря. По нашей давней и доброй традиции, в гости к ребятам приходит студия кукол «Ёжики», приносит с собой чудо, радость и незабываемые эмоции, доступные даже самым младшим из тоддлеров.