Фразы с двойным смыслом. Как их слышит ребенок.
- Опубликовано 02.05.2022 09:35
Общаясь с детьми, взрослые обычно не знают, какой силой обладают их слова, и какой конкретно смысл услышит ребёнок в, казалось бы, безобидной фразе. Даже одно предложение может лишить жизнь смысла, убить надежду, а может придать уверенности, рассмешить, утешить, помочь обрести веру и любовь.
Взрослые произносят: - Осторожно - упадешь!
Ребенок слышит: - Мир опасен, лучше вообще ничего не делать. - Я неловкий и не способен справиться сам.
Мы можем точнее выразить свою мысль и скрытый смысл исчезнет:
- Береги себя! Будь внимательным!
Вежливость и любезность
- Опубликовано 18.04.2022 14:39
В методе Монтессори вежливость, которую мы хотим передать детям, превращена в запечатлевание ребёнком социального поведения взрослых. Природа наградила ребенка впитывающим разумом для того, чтобы он смог адаптироваться в любом месте и к любым условиям жизни. Мы используем здоровые модели социального поведения, общение, которое будет полезно для считывания информации детьми. Для того, чтобы стать моделью поведения, нужно жить вежливо и любезно! Нужно смотреть на жизнь с особой точки зрения.
В возрасте тоддлера информация усваивается детьми бессознательно. В классе 3-6 мы добавляем специальные уроки Вежливости, для небольшой группы детей (2-3 человека). Упражнения вежливости и любезности понятны и интересны детям. Мы используем ролевые игры, выбирая для оттачивания тот навык, который соответственно уровню развития конкретного ребёнка или выбранной группы детей. Разыгрывая сценки мы моделируем ситуации и предлагаем желаемую схему поведения. Дети с радостью повторяют, а затем сознательно используют в жизни, столкнувшись с той или иной ситуацией знают «что делать».
Для чего мы учим детей хорошим манерам? Благодаря им, дети приобщаются к нашей культуре, становятся лучшей частью общества. Ребята с раннего возраста могут взаимодействовать, общаться с другими людьми с уважением. Кроме того, вежливость и любезность являются основой Культуры «мира во всём мире», как называла её доктор Монтессори. Мария писала, что первые битвы во имя образования начинаются дома. Каждому нужно начать с себя. Получать знания о детях и работать над собой, делая эти знания частью себя.
Некоторые рекомендации.
Развитие письменности у дошкольников.
- Опубликовано 12.04.2022 12:37
Дети бывают готовы произносить слова и составлять предложения намного раньше, чем их рука готова к письму. Мария Монтессори разработала материалы, которые помогают детям писать истории раньше, чем они смогут писать от руки. Письмо идет изнутри, это речь самого ребёнка, выраженная с помощью символов. Монтессори сделала открытие - письмо и чтение это два совершенно разных процесса и развиваются они в разное время. В подготовленной среде дети начинают писать гораздо раньше, чем читать. Ведь при чтении нужно понять мысли другого человека.
Ключ к освоению письменной речи - умение различать звуки в словах и способность сопоставлять их с символами. Дети в процессе работы в классе подготавливают руку, глазомер и свой мозг к письму. Такая подготовка обеспечивается различными упражнениями и скоро мы видим результат: ребёнок правильно держит карандаш, натренировал легкость нажима, обладает высокой зрительно-моторной координацией, хорошей подвижностью запястья, привык выполнять различные действия слева направо, развил свой слух!
Подготовка разума заключается в том, чтобы научится анализировать звуки и выражать их буквами. Для того чтобы ребёнок приобрел способность изолировать звуки друг от друга, разделять слово на звуки мы играем с детьми в звуковые игры. Используем много мелких предметов-игрушек и в группе детей ищем их первый, последний и остальные звуки. Только после продолжительной тренировки слуха ребёнок сможет научится зрительно идентифицировать слышимый им отдельный звук с конкретной буквой. Связывать звуки и буквы, то есть преобразовывать устную речь в письменную.
Развитие устной речи
- Опубликовано 04.04.2022 11:26
Обращаясь с языком с любовью, мы передаем такое отношение и детям. Монтессори среда не безмолвна, в ней мы все разговариваем друг с другом. Беседы, песни, истории, стихи, юмор, изучение структуры языка, письменная речь - обязательно присутствуют в наших классах.
Работа с языком в Монтессори среде всегда начинается с устной речи и проводится в нескольких направлениях.
Необходимо помочь ребёнку сформировать уверенность в себе. Для того чтобы начать говорить вслух надо быть уверенным в себе! Для этого мы принимаем детей такими, какие они есть, и рады любому ребенку. Мы заботимся о детях так, чтобы они чувствовали нашу защиту, мы ежедневно развиваем их способность к самостоятельности.
Детям нужен богатый словарный запас для того, чтобы они хотели и любили говорить, а затем писать и читать. Обогащение словарного запаса и способность ценить язык – это составляющие устной речи в Монтессори среде. Много разных слов связанных с материалом, названия предметов и их частей, так мы расширяем словарный запас ребёнка, помогаем превратить слова в часть его собственного активного словаря. Рассказывая новости, читая книги, беседуя и используя юмор мы учим любить родной язык.
Игра или работа?
- Опубликовано 28.03.2022 14:29
Мария Монтессори строго разграничивает работу от игры, и не использует последнюю, как средство для учебы, оставляя игру свободному творчеству ребенка. В занятия дошкольник приходит всегда за собственным интересом, который единственный и способен вызвать фиксацию внимания во время самостоятельной деятельности.
Нужны ли ребёнку игры? Конечно!!! И в машинки, и в куклы, и спортивные, и всякие разные! После детского сада, дома или на прогулке, ребёнку обязательно нужно время, которое не подчинено строгому расписанию занятий или кружков, время, которое дети потратят на общение с семьёй и свободную игру.
Задача же Монтессори среды – развивать таланты и интересы ребёнка, помочь преодолеть трудности и сделать открытия. Использовать ресурс обученного взрослого, возможности подготовленной и созданной для малышей среды. Что выберут дети: порезать настоящий банан и угостить маму, или поиграть с пластмассовым? Налить настоящей воды, или представить, что она есть и стирать сухую тряпочку? Ответ очевиден - в подготовленной среде дети предпочитает работу игре. Только удовлетворение от выполнения упражнений и внутренняя мотивация способны привести ребёнка к результату, успеху и любви к обучению.
От индивидуальной работы к сотрудничеству.
- Опубликовано 21.03.2022 15:11
Презентация нового упражнения ребёнку обычно индивидуальна, тогда ребенок стремится к пониманию и добивается возможного совершенства в своей деятельности. Им движет интерес, а не чувство соревнования. Благодаря строгой индивидуализации обеспечен и гигиенически правильный подход к вопросу об утомлении дошкольника.
При этом детям предоставлено достаточно возможностей для коллективного творчества и игр. Совместный подбор пар на расстоянии с сенсорным материалом, языковые игры, звуковые коробочки, математический золотой материал, общие упражнения под музыку и тишину, пение, ролевые игры в упражнениях вежливости и любезности.
Только пройдя через стадию личной координации ребенок дорастает до координации своих действий с коллективом, в качестве разумного и толкового сотрудника. Подводя к коллективному труду дошкольников, в которых еще не успела сформироваться индивидуальность и способность к самостоятельной работе, мы рискуем превратить их просто в стадо автоматически подражающих друг другу или воспитателю существ.
Язык был дан человеку для выражения мыслей
- Опубликовано 14.03.2022 12:12
Монтессори умышленно избегает превращения продуктов природы в дидактический материал для изучения цветов, форм, размеров. Неопределенность, неточность и смешение признаков и в объектах природы, и в игрушках приводит к тому, что в уме ребенка фиксируются неточные категории восприятий. В саду Монтессори, где дошкольник получает четкое чувственное восприятие и точное словесное обозначение последнего, речь осуществляет свое важное назначение и достигает изумительной точности.
Доктор Монтессори критически относилась к тому, что в традиционный детских учебных заведениях на первый план выдвигается не формальное упражнение способности восприятия реальности, но количество знаний. Неорганизованный мозг ребенка затопляется потоком знаний, преподносимым воспитателем: материал представляет пёструю смесь предметов и качеств. Дошкольнику нечего самому делать с таким материалом, он не побуждает его к самопроизвольным исканиям и не приводит к самостоятельным творческим достижениям, так как может служить только наглядным пособием в руках учителя. В каскаде слов взрослого тонет главное слово, обозначающее сам предмет.
Мы даём индивидуальные уроки на материале, ведем счет своим словам и оставляем только необходимое. Цель такой работы - утвердить в ребенке сознание, что язык был дан человеку для выражения мыслей, и что слово всегда обозначает что-либо.
День рождения в 3-6
- Опубликовано 10.03.2022 10:45
Праздник в честь дня рождения в Монтессори классе – это особая традиция. Именинник всегда приносит фотографии, по одной на каждый год, от самого рождения. Фотографии вывешиваются в классе, чтобы каждый мог посмотреть и обсудить.
В определённый момент педагог приглашает всех детей собраться вместе. Дети садятся в круг, и мы рассказываем им историю рождения именинника, про любовь и чудо рождения, про те навыки, которые малыш приобрёл на каждом году жизни. Все вместе мы поём особую песню, а глобус и свечка (солнышко) помогают почувствовать ход времени - год за годом.
Очень важно для каждого в коллективе - научиться поздравить устно. Найти нужные слова, сказать их без стеснения. И вот дети, начиная со взрослого, передают мячик друг другу и произносят пожелания. Новичкам сложнее, им ещё нужны подсказки и подбадривания взрослого. Ребята, которые присутствуют на таком празднике уже который раз, уверенно желают и здоровья, и новых друзей, и чтобы «зуб выпал», и «собаку подарили». Наивные детские слова, такие тёплые, такие искренние!!!
Кто кроме Монтессори родителей сможет принести на угощение торт, в котором нет ни сахара, ни животного белка, ни даже глютена?! Даже дети с самой строгой диетой смогли получить свой кусочек.
Большая любовь друг к другу очень заметна в Монтессори классах. Всем желаем такой любви и мира!