Развитие речи. Провокация!
- Опубликовано 15.06.2023 17:05
Вернёмся к вопросу о том, как взрослые, угадывая не высказанную ребёнком просьбу, могут помешать его развитию. И чем же мы на самом деле можем помочь?!
Представьте, ребенок только начинает говорить, и вот ему хочется пить. Он показывает на воду и… с какой реакцией взрослого сталкивается?
- Хочешь пить? - и наливаем…
- Скажи: «дай пить!» - требуем, думая, что помогаем научиться…
Иногда просто молча наливаем, ведь взрослый уже понял суть потребности малыша, а о развитии речи ещё не задумался.
Все эти способы малоэффективны. Мы рекомендуем обязательно делать две вещи:
Во-первых, дождаться, пока ребёнок свою просьбу выскажет доступным ему способом. Попросит взглядом, жестом, словом – как уже умеет. Детям очень важно разобраться с тем, какие потребности они испытывают и какими способами их можно выразить.
Во-вторых, скажите сами то, что принято говорить в этой ситуации. «Мама, дай мне пожалуйста пить!». Именно так ребёнок узнаёт способ, выучивает нужные слова.
Ребёнок хочет и может быть активным участником событий! Кому-то доступно попросить только жестом. Но если мы предлагаем помощь раньше, чем малыш сам решит, что нуждается в ней, мы как-бы посылаем ему сигнал: «ты сам не справишься».
Кто-то скажет только простое короткое слово «суп» для того чтобы попросить добавки. Взрослый повторит: «Рита, передай мне, пожалуйста, суп!», и подвинет супницу к малышу. Кто-то скажет «суп», а педагог останется глух… Мы знаем, что ребёнок может попросить иначе, полной фразой, и ждём от него этого, провоцируем! Дети старшего класса иногда подходят с просьбой: «у меня не получается». И если взрослый побежит помогать, то как они научатся грамотно выражать свою мысль, осознавать, что фраза должна быть простой и понятной: «Полина, подойди, пожалуйста, мне нужна помощь!». И мы не бежим, мы используем активное слушание: «у тебя не получается!». Иногда нужно подсказать: «Ты хочешь меня о чём-то попросить или просто рассказываешь?» И так далее, и так много раз в течение дня мы предлагаем эффективные слова не только на специальных уроках вежливости и любезности, но и во всём разнообразии жизненных ситуаций.
Ребёнок с полным тазом воды подходит к закрытой двери. Бросаясь открыть её, взрослые лишают человека выбора: попросить маму, попросить брата, поставить таз и открыть, попробовать открыть с тазом в руках… Именно необходимость выбора учит детей принимать решения, а умение грамотно выражать суть, помогает найти взаимопонимание с другими людьми.
Развиваем правильное отношение к еде.
- Опубликовано 05.06.2023 10:54
Пища необходима для жизни, и ребенок рождается с набором рефлексов для выживания - сосательный, глотательный и дыхательный.
Для развития у детей понимания своих потребностей в питании, с самого рождения необходимо следовать некоторым важным принципам: грудь даем по требованию, но только для еды (минимальный перерыв между кормлениями это 1,5-2 часа); создаём место для кормления, в самом начале это просто кресло или кушетка/диван; во время кормления существуют только мама и ребенок, глаза в глаза.
Когда ребёнок начинает сидеть, хорошо манипулирует рукой, появляются зубы - это время прикорма и постепенного переезда на кухню. Стол сервирован, хорошее самочувствие, ждем, пока откроет ротик, используем две ложки. С двух лет на кухне понадобится свой стол либо подставка к общему столу и своя полка. Малыш уже может готовить себе сам.
Почему это так важно? Мария Монтессори писала, что если мы не можем подготовить для детей полноценный класс, нужно оборудовать для них обыкновенную, но соразмерную кухню. Что даёт детям кулинария?
Важные бытовые навыки. Все эти бытовые навыки обеспечивают ребенку возможность быть в чем-то самостоятельным. Чтобы он сам, независимо от взрослых, мог налить себе молока или отрезать кусочек хлеба, сделать бутерброд или нехитрый салатик.
Проба новых блюд и продуктов: даже придирчивые детишки охотно едят то, что сами приготовили.
Мелкая моторика, координация, планирование, память.
Уверенность в себе: чем больше умеет делать ребенок, тем надёжнее он себя чувствует, более смел и открыт новому опыту и контактам.
Значимость для семьи: когда ребенок знает, что он может делать нужные вещи, помогает родителям и вносит свой вклад в жизнь маленького общества, это положительно сказывается на ощущение его собственной важности для семьи, укреплении отношений и доверия.
Здоровое уважение к домашней работе на кухне.
Творчество и новые знания.
На что способны дети 1,5-2 лет?! Они могут:
Вы замечали, что дети слышат медленнее, чем мы говорим?
- Опубликовано 30.05.2023 10:16
Как говорить с маленькими детьми, чтобы Вас услышали? Расскажем о важных принципах и причинах, обосновывающих их.
Малыш рождается с огромным, избыточным, количеством нейронов и обладает всеми возможностями для развития связей между ними. Сеть связей образуется лишь по мере получения впечатлений (двигаемся, видим цвет, слышим речь и т.п.). Нервные окончания, проходящие по всему телу и передающие электрические сигналы покрыты жироподобной субстанцией для изоляции передачи. Представьте себе провода, они обязательно обёрнуты оболочкой, иначе просто произойдет замыкание. У человека такая оболочка называется миелиновой.
Миелиновая оболочка при рождении совсем тонкая, по мере её роста увеличивается и скорость передачи сигналов. Миелинизация обуславливает контроль движений и к возрасту одного года субстанция обычно сформирована, но будет продолжать расти до 24 лет и становится толще благодаря разнообразию предлагаемых ребёнку движений, ощущений. Скорость же передачи сигналов к мозгу и от мозга тем меньше, чем младше ребёнок и чем меньше он способен координировать свои движения.
Как же всё это связано с речью? Взрослому важно понимать, что у ребёнка есть физическая причина «не слышать» или «не успевать понять» когда взрослый говорит быстро, одну фразу за другой. Обращаясь к ребёнку, нужно осознавать, что пока мы договорим свою мысль, мозг ребенка только начнёт её слушать! Нужно еще немного времени, чтобы понять сказанное, и обязательно нужна пауза, длинная пауза, чтобы сигнал прошёл обратно от мозга к речевому аппарату и ребёнок успел ответить или отреагировать жестом раньше, чем взрослый в своём нетерпении повторил снова и снова, думая что его не слышат и даже не подозревая о том, что же происходит в действительности.
Принципы чтения вслух детям.
- Опубликовано 23.05.2023 07:15
Читая книги детям, важно помнить, что мы формируем их отношение к книгам. Будут они любить литературу или скучать... Если ребенку нравится, когда ему читают, ребенок будет прикладывать усилия чтобы читать самостоятельно.
В методике Монтессори используется семь стратегий чтения книг детям. Расскажем сегодня про общие принципы, и про две из наших стратегий.
Приготовьте книгу, которую хотите прочитать. Сядьте вместе так, чтобы ребёнок видел иллюстрации. Это поможет создать атмосферу единения, ощущение особенного момента. Познакомьте малыша с книгой, прочитайте название, автора и скажите коротко про что она. Читайте книгу эмоционально, озвучивая диалоги разных героев разными голосами. Во время чтения иногда нужно менять темп чтения и громкость голоса, в соответствии с ходом истории, чтобы отразить настроение книги. Эмоциональное чтение с разными интонациями поможет детям стать хорошими читателями. Возможно, нужно будет остановить чтение и пояснить ребенку незнакомые слова. Если встречаются незнакомые слова или понятия для ребенка, необходимо объяснить их. После окончания чтения книги, можно обсудить историю. Спросить: «О чем была книга?», «Каких героев ты запомнил?»
Стратегия «предугадывание». Перед тем как перелистнуть страницу, мы вместе думаем о том, что будет на следующей. Пытаемся представить, что будет, думаем о словах, которые скажет персонаж. Для предсказания используем или картинку, или не законченный текст. Такое чтение развивает воображение ребёнка, помогает поддерживать беседу о книге.
Стратегия «установление связей» между данной историей и реальной жизнью ребенка, или другой книгой, которую малыш уже читал. Для этого необходимо задать вопросы: «Возможно, и с тобой случалось такое?», «Ты знаешь такую же историю?».
КАКИЕ КНИГИ НУЖНЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Человеческие тенденции.
- Опубликовано 18.05.2023 10:33
Для того чтобы развитие проходило успешно, оно обязано следовать природным законам, иначе ребенок будет защищаться от наших (противоречащих его природе) действий и это приведет к различным отклонениям в поведении.
Человек с рождения обладает некими силами, которые толкают его к удовлетворению своих потребностей. Вы можете обнаружить их в себе, в окружающих. Зная про природные энергии малыша, вы поможете ему научиться реализовать свои внутренние потребности.
Исследование – это стремление ребёнка познакомиться со всем тем, что ему непонятно и незнакомо. Под влиянием внутренней энергии к исследованию, детям хочется немедленно прикоснуться к предмету, разобраться с незнакомыми вещами или явлением.
Повторение поведения другого человека, животного помогло выжить древнему человеку, он смотрел на то, что едят звери, подражал и не отравился, ещё учился охоте… Именно эта сила, а вовсе не стремление пошалить, заставляет детей повторить, как кто-то показал язык или поковырял в носу.
Склонность людей систематизировать и классифицировать мир, в котором они живут, желание установить определенные правила и следовать им, соответствует внутренней потребности детей к порядку.
Стремление самому двигаться, говорить, думать, делать, выбирать и принимать решения – это великая внутренняя сила к независимости. Мы можем помнить о ней с рождения малыша, поддерживать простую и такую важную природную потребность!
Эти энергии ребёнка в методе научной педагогики Марии Монтессори называются «человеческие тенденции». Их много, и все они важны и интересны. Удовлетворение каждой тенденции, или наоборот её подавление, будут формировать личность нового человека. Поэтому и педагогам, и родителям так необходим научный подход к детству.
Музыкальное развитие.
- Опубликовано 27.04.2023 10:21
Знакомство с различными музыкальными инструментами, их названием и звучанием начинается ещё в тоддлер классе и может продолжаться, углубляться почти до бесконечности. Дети используют металлофоны, флейты, тамбурины, треугольники и много других музыкальных инструментов. Мы вместе хлопаем ритмы и двигаемся в такт музыке.
В старшем классе для развития слуха и даже нотной грамотности, есть специальный материал – «Монтессори колокольчики». Благодаря ему дети учатся подбирать звуки (нотки гаммы «До-мажор») в пары, а затем и выстраивать из них градацию. Потом мы усложняем задачу, достаём черные колокольчики, чтобы гамма стала хроматической. Изучаем нотный стан, название нот и дети учатся писать не только слова, но и музыку. Знакомимся с композиторами и отрывками музыкальных произведений, продолжаем расширять лексический запас. Конечно, для детей важно потрогать, увидеть!
На прошлой неделе к нам в гости приходили музыканты из Ярославской филармонии. Ребята познакомились с «Детским альбомом» П.И. Чайковского, подержали в руках скрипку, альт и фагот.
Самостоятельность ребёнка.
- Опубликовано 17.04.2023 16:51
Самая главная задача Монтессори-педагогики, вовсе не раннее чтение или счёт, как может кто-то подумать. Гораздо важнее помочь маленькому человеку адаптироваться в нашем мире, приобрести независимость и значит научиться самостоятельно: одеваться, используя все виды застёжек; чувствовать свои потребности (например, сколько супа я хочу сейчас съесть и т.п.) и пользоваться столовыми приборами (правильно держать ложку, кушать второе при помощи вилки и ножа); готовить себе еду (порезать огурец, налить воды); использовать туалет; общаться с другими людьми (сверстниками и взрослыми); уважать свои и чужие личные границы; быть способным ухаживать за своим пространством; соблюдать социальные правила; нести ответственность и принимать правильные решения (почистил картошку - нужно убрать; начал играть с друзьями - не можешь просто так выйти из игры, нужно обсудить и договориться с ними).
Независимость - естественная часть развития, врожденная его способность, необходимость которой обусловлена природой и потому природа подталкивает ребёнка к формированию самостоятельности.
Независимость может сформироваться только при поддержке взрослого. Если взрослый не подкрепляет потребность в обретении независимости – это противоречит естественному развитию ребёнка и имеет последствия в виде самых разнообразных отклонений в развитии и поведении.
Ребенку нужно что-то делать с самого начала жизни, как только он способен хотя бы что-то делать: держать голову, переворачиваться, брать погремушку, бегать, рисовать, читать... Проявлять свою волю и становиться самостоятельным. Взрослые несут ответственность за предоставление ребёнку такой возможности! Например, сидя в коляске малыш не сможет двигаться. Посещая занятия по расписанию (как принято в традиционном детском саду), дети не могут выбрать деятельность максимально полезную для себя в данный момент, и вынуждены делать то, что запланировал взрослый.
Рождение ребёнка начинается с первого шага на пути формирования его самостоятельности – перерезания пуповины и появления независимого от мамы дыхания. Нам легко представить, что произойдёт, если данный шаг не сделать вовремя.
Монтессори-среда полностью удовлетворяет потребности ребёнка в приобретении независимости и своим размером, и простотой, и упражнениями, которые формируют нужные навыки. Давайте вместе поддерживать наших детей на жизненно важном пути!!!
Раскрытие природного потенциала в соответствии с возрастом ребенка.
- Опубликовано 25.03.2023 07:09
Почему старший класс в нашем Клубе называется 3-6? Как быть детям старше 6 лет, могут ли они остаться в своей группе до школы, будут ли они развиваться и сохранится ли интерес к учёбе? Постараемся ответить на перечисленные вопросы, ведь если вашему ребёнку исполнилось пять, то конечно вы уже задумались об этом.
Мария Монтессори разделила периоды роста детей на различные этапы: каждая стадия развития длится шесть лет, каждая последующая стадия формируется на основе предыдущей. Она обратила внимание на то, что эти стадии сильно отличаются друг от друга физически и психологически, и призвала сторонников метода принимать во внимание существование стадий развития и использовать разные образовательные методы с детьми разного возраста.
"Самым важным периодом жизни является не студенческий возраст, а первый период, период с рождения до 6 лет. Потому что это то время, когда формируется величайший инструмент человека - интеллект. И не только интеллект, но и вся совокупность его психических сил". М. Монтессори "Впитывающий разум".
Доктор Монтессори заметила, что стадии интенсивного развития и роста чередуются с более спокойными фазами равномерного развития. Первая стадия (от 0 до 6 лет) соответствует столь бурному и быстрому развитию детей, что внутри неё были выделены четкие фазы: период формирования психики от 0 до 3 лет, и период становления характера, в возрасте от 3 до 6.
Для каждого возраста в рамках методики Монтессори необходима специальная, отвечающая потребностям данного возраста среда. Например, Nido или Infant – это группы для малышей от 2 месяцев, в которых опытный педагог вместе с мамой наблюдает за ребенком, и дает профессиональные консультации в спокойной уютной атмосфере. Ребёнок же получает возможности для развития движений, координации глаз-рука и начинает формировать уверенность в себе: «у меня всё получится!».