Расписание семинаров для взрослых 2022-2023 будет опубликовано в ближайшие дни...
- Опубликовано 07.09.2022 12:04
«Не понимая детей, взрослый состоит с ними в постоянной борьбе. Это нельзя изменить, не овладев новыми знаниями, не устранив некоторые недостатки образования. Нет, речь не идет о том, чтобы отыскивать совершенно другие исходные позиции. Взрослый должен открыть в себе самом заблуждение, которое мешает ему правильно видеть ребенка. Невозможен ни один шаг вперед до тех пор, пока мы не обрели эти знания и не выработали поведение, которое из них следует. <…>
Взрослый в своем отношении к ребенку эгоцентричен. Не эгоистичен, а эгоцентричен. Все, что касается души ребенка, он оценивает по собственной мерке, а это ведет к все большему непониманию. С точки зрения взрослого ребенок - пустое существо, которое необходимо чем-то заполнить. Существо инертное и неумелое, за которое все надо переделывать, которому необходимо предводительство взрослого. В итоге взрослый чувствует себя творцом и оценивает добро и зло в действиях ребенка по отношению к себе самому. Так взрослый становится мерилом добра и зла. Сам он безгрешен, дитя должно следовать его образцу, и все в ребенке, что отклоняется от характера взрослого, - ошибка, которую взрослый жаждет в спешке исправить.
Таким своим поведением взрослый полагает, что он, наполненный любовью и готовностью жертвовать, усердно заботится о благе ребенка. Но в действительности подавляет личность ребенка. <…>
Взрослый обязан попытаться понять потребности ребенка и быть ему помощником, приняв соответствующие меры организации действительно подходящей среды. Только так мы можем прийти к новому воспитанию, которое должно помогать ребенку в его жизни. Это было бы равнозначно концу эпохи, когда взрослый видел в ребенке предмет, который, покуда он еще очень маленький, берут и несут по желанию то туда, то сюда и который имеет право лишь подчиняться и приспосабливаться ко взрослому. Взрослый должен, наконец, увидеть, что обязан занять второе место и научиться понимать ребенка, став его помощником. Эта воспитательная ориентация действительна как для матерей, так и для всех других воспитателей. Детская личность, которая должна развиваться, более слабая; следовательно, мыслящая личность взрослого должна отступить и считать делом чести понимать ребенка и следовать его истинным потребностям».
Мария Монтессори, "Дети другие".
Подготовленная Монтессори-среда у вас дома.
- Опубликовано 18.08.2022 10:31
Полочка с Монтессори-материалами или детская комната, наполненная ими – нет, совсем другие качества отличают подготовленную среду в концепции метода Монтессори. Специально организованное для конкретного ребенка пространство, учитывающее его потребности в приобретении независимости, самостоятельности в ежедневных осмысленных действиях – вот что главное!
Мы стремимся, чтобы ребенок сам научился одеваться, мыть руки, чистить зубы, сервировать стол, самостоятельно есть, мыть посуду и многое другое. А значит важно продумать всё домашнее пространство таким образом, чтобы оно соответствовало задачам ребенка на конкретном этапе его развития.
Сегодня поговорим о том, чем мы можем дополнить нашу прихожую, ванную комнату и кухню, чтобы помочь становлению самостоятельности детей.
В прихожей постарайтесь разместить:
Сборы на прогулку.
- Опубликовано 10.08.2022 09:04
Для того чтобы дети с раннего возраста собирались на прогулку самостоятельно и делали это с радостью и ощущением уверенности в своих силах, достаточно соблюдать несколько простых правил:
Разделите одежду на ту, которую «используем сейчас», и ту которая не по сезону, не по размеру или для особых случаев. Гардероб, который ребёнок сейчас не носит лучше убрать туда, где он не увидит, а значит не возникнет и желания надеть именно то платье, или слишком лёгкую для зимы куртку. Доставать эти вещи можно по мере необходимости и повода для расстройства просо не останется.
Нужную одежду разложите по выдвижным ящикам и полкам на высоте, где ваш ребенок сможет взять ее сам. Важно рассортировать наряды на группы и в каждую положить только несколько предметов одежды: стопка из 3-5 футболок, корзинка с 3-5 трусами и так далее. Детям трудно справиться, когда выбор слишком большой. Когда вещи упорядочены и их количество ограничено, ребёнок осознанно берёт тот или иной предмет. Молниеносной решительности в данном вопросе, конечно, не будет - навык понимать «что я хочу» только формируется. Помогите и приведите пример выбора: «Хочешь надеть зеленую футболку или ту, на которой машина впереди?». В этом случае взрослого устроит любой выбор, а ребенок будет счастлив, потому что почувствует, что сам принимает решение.
Один шаг к самостоятельности.
- Опубликовано 30.07.2022 13:33
Участие в сервировке стола – полезный для формирования уверенности в себе повседневный ритуал, который является важным этапом в подготовке к завтраку, обеду или ужину. Начать освоение движений и последовательности действий при накрывании на стол удобно с простейших навыков самообслуживания.
Прежде всего мы показываем ребёнку, где хранится его посуда и столовые приборы, обеспечиваем легкий доступ к ним (низко, мало предметов, легко открыть ящик, посуда привлекательная внешне и на ощупь).
Прогулки с родителями. На что обратить внимание?
- Опубликовано 14.07.2022 05:50
В современном мире всё реже можно увидеть на придомовых площадках детей, занятых «свободной игрой», когда дети организовывают себя без помощи взрослых, самостоятельно выбирают для себя индивидуальную деятельность или сами разбиваются на группы. Всё больше взрослый вмешивается в процесс организации детской прогулки, навязывая своё видение, контролируя всё до мельчайших деталей. Причин происходящего может быть много: постоянно ускоряющийся темп жизни, влияние цивилизации, погодные условия и многие другие, но результат один – дети из активно-исследовательского режима переключаются в пассивно-развлекательный.
Подготовленные взрослые не позволят детской самоорганизации и самоструктурированию сойти на «нет» прежде всего за счет отсутствия в методе Монтессори разделения между игровой и обучающей деятельностью.
Приведем несколько советов от Монтессори-педагогов:
Детские книги в раннем возрасте.
- Опубликовано 07.07.2022 10:45
В образовательной системе Монтессори книгам уделяется особое место. В каждом классе, даже у детей самого раннего возраста, обязательно есть книжный уголок, где ребенок может сам выбрать интересную ему книгу и полистать её, устроившись в кресле. Однако, вопреки нашим представлениям о детской литературе, мы никогда не увидим на этих полках многих привычных для наших глаз книг с детскими сказками и стихами.
Какие книги рекомендуют иметь в домашнем уголке для чтения Монтессори педагоги?
Верьте в своих малышей!
- Опубликовано 01.07.2022 12:59
Первые месяцы в жизни ребенка – самые недопонятые взрослыми. Многим кажется, что в этом возрасте ребенку нужен только хороший уход. Стоит задуматься о том, сколько всего должен сделать Ребенок, чтобы адаптироваться и установить взаимосвязи с окружающей средой, освоить движения, сформировать привязанности, перенять речь и культуру своего поколения. Связи, установленные в начале жизни являются постоянными.
Внутри ребенка есть мощный стимул – желание стать такими как мы! Он мог бы лежать, смотреть в потолок и ничего не делать. Поступают ли дети так? Нет! Мы должны верить в ребенка и его возможности, в его желание действовать, работать согласно своей внутренней программе. Дети всё видят, слышат, ощущают и впитывают в себя. Мы, взрослые, несем ответственность за их ощущения.
В первые два месяца жизни ребенка наша задача откликаться на каждую детскую потребность. Тихо-тихо он шепчет нам «мам, есть/пить/спать/общаться/писать» и, если мы реагируем - он понимает, что оказался в хорошем месте, что его понимают. Так удовлетворяется базовая потребность в доверии к миру. Она останется на всю жизнь, если мы не навредим. Дети, которые получают отклик на каждую свою потребность, не плачут, им это не нужно. В этот период ребенка нельзя «избаловать».
К двум месяцам приходит время устанавливать связи со средой. Ребенок меняется, и наши действия тоже должны измениться.
Математика - это весело!
- Опубликовано 23.06.2022 13:03
Что считали древние люди? Что помогало для счета? Тело, камушки, палочки использовались на протяжении долгого времени и только потом были придуманы символы. Математика появилась в жизни людей из-за обыденных потребностей и была очень конкретной долгое время.
Сейчас многие дети и взрослые чувствуют, что у них проблема с пониманием математики. Дело в том, что математика в начальная школе изучается абстрактной, вместо исследования её естественных проявлений. Это и вызывает проблемы понимания.
В Монтессори классе наша обязанность дать ребенку хорошую основу базовых знаний и позаботиться о том, что мы не спешим и не ускоряем процесс освоения, переходя к следующему этапу только когда ребенок полностью к нему готов. У нас много математических материалов. Каждый направлен на понимание чего-то одного в плане математики. Наличие большого количества материалов, направленных на одно и тоже, позволяет не утратить интереса и продолжать отрабатывать навык.
Математика даётся детям легко, когда мы соблюдаем всего несколько принципов.