Развитие устной речи
- Опубликовано 04.04.2022 11:26
Обращаясь с языком с любовью, мы передаем такое отношение и детям. Монтессори среда не безмолвна, в ней мы все разговариваем друг с другом. Беседы, песни, истории, стихи, юмор, изучение структуры языка, письменная речь - обязательно присутствуют в наших классах.
Работа с языком в Монтессори среде всегда начинается с устной речи и проводится в нескольких направлениях.
Необходимо помочь ребёнку сформировать уверенность в себе. Для того чтобы начать говорить вслух надо быть уверенным в себе! Для этого мы принимаем детей такими, какие они есть, и рады любому ребенку. Мы заботимся о детях так, чтобы они чувствовали нашу защиту, мы ежедневно развиваем их способность к самостоятельности.
Детям нужен богатый словарный запас для того, чтобы они хотели и любили говорить, а затем писать и читать. Обогащение словарного запаса и способность ценить язык – это составляющие устной речи в Монтессори среде. Много разных слов связанных с материалом, названия предметов и их частей, так мы расширяем словарный запас ребёнка, помогаем превратить слова в часть его собственного активного словаря. Рассказывая новости, читая книги, беседуя и используя юмор мы учим любить родной язык.
Игра или работа?
- Опубликовано 28.03.2022 14:29
Мария Монтессори строго разграничивает работу от игры, и не использует последнюю, как средство для учебы, оставляя игру свободному творчеству ребенка. В занятия дошкольник приходит всегда за собственным интересом, который единственный и способен вызвать фиксацию внимания во время самостоятельной деятельности.
Нужны ли ребёнку игры? Конечно!!! И в машинки, и в куклы, и спортивные, и всякие разные! После детского сада, дома или на прогулке, ребёнку обязательно нужно время, которое не подчинено строгому расписанию занятий или кружков, время, которое дети потратят на общение с семьёй и свободную игру.
Задача же Монтессори среды – развивать таланты и интересы ребёнка, помочь преодолеть трудности и сделать открытия. Использовать ресурс обученного взрослого, возможности подготовленной и созданной для малышей среды. Что выберут дети: порезать настоящий банан и угостить маму, или поиграть с пластмассовым? Налить настоящей воды, или представить, что она есть и стирать сухую тряпочку? Ответ очевиден - в подготовленной среде дети предпочитает работу игре. Только удовлетворение от выполнения упражнений и внутренняя мотивация способны привести ребёнка к результату, успеху и любви к обучению.
От индивидуальной работы к сотрудничеству.
- Опубликовано 21.03.2022 15:11
Презентация нового упражнения ребёнку обычно индивидуальна, тогда ребенок стремится к пониманию и добивается возможного совершенства в своей деятельности. Им движет интерес, а не чувство соревнования. Благодаря строгой индивидуализации обеспечен и гигиенически правильный подход к вопросу об утомлении дошкольника.
При этом детям предоставлено достаточно возможностей для коллективного творчества и игр. Совместный подбор пар на расстоянии с сенсорным материалом, языковые игры, звуковые коробочки, математический золотой материал, общие упражнения под музыку и тишину, пение, ролевые игры в упражнениях вежливости и любезности.
Только пройдя через стадию личной координации ребенок дорастает до координации своих действий с коллективом, в качестве разумного и толкового сотрудника. Подводя к коллективному труду дошкольников, в которых еще не успела сформироваться индивидуальность и способность к самостоятельной работе, мы рискуем превратить их просто в стадо автоматически подражающих друг другу или воспитателю существ.
Язык был дан человеку для выражения мыслей
- Опубликовано 14.03.2022 12:12
Монтессори умышленно избегает превращения продуктов природы в дидактический материал для изучения цветов, форм, размеров. Неопределенность, неточность и смешение признаков и в объектах природы, и в игрушках приводит к тому, что в уме ребенка фиксируются неточные категории восприятий. В саду Монтессори, где дошкольник получает четкое чувственное восприятие и точное словесное обозначение последнего, речь осуществляет свое важное назначение и достигает изумительной точности.
Доктор Монтессори критически относилась к тому, что в традиционный детских учебных заведениях на первый план выдвигается не формальное упражнение способности восприятия реальности, но количество знаний. Неорганизованный мозг ребенка затопляется потоком знаний, преподносимым воспитателем: материал представляет пёструю смесь предметов и качеств. Дошкольнику нечего самому делать с таким материалом, он не побуждает его к самопроизвольным исканиям и не приводит к самостоятельным творческим достижениям, так как может служить только наглядным пособием в руках учителя. В каскаде слов взрослого тонет главное слово, обозначающее сам предмет.
Мы даём индивидуальные уроки на материале, ведем счет своим словам и оставляем только необходимое. Цель такой работы - утвердить в ребенке сознание, что язык был дан человеку для выражения мыслей, и что слово всегда обозначает что-либо.
День рождения в 3-6
- Опубликовано 10.03.2022 10:45
Праздник в честь дня рождения в Монтессори классе – это особая традиция. Именинник всегда приносит фотографии, по одной на каждый год, от самого рождения. Фотографии вывешиваются в классе, чтобы каждый мог посмотреть и обсудить.
В определённый момент педагог приглашает всех детей собраться вместе. Дети садятся в круг, и мы рассказываем им историю рождения именинника, про любовь и чудо рождения, про те навыки, которые малыш приобрёл на каждом году жизни. Все вместе мы поём особую песню, а глобус и свечка (солнышко) помогают почувствовать ход времени - год за годом.
Очень важно для каждого в коллективе - научиться поздравить устно. Найти нужные слова, сказать их без стеснения. И вот дети, начиная со взрослого, передают мячик друг другу и произносят пожелания. Новичкам сложнее, им ещё нужны подсказки и подбадривания взрослого. Ребята, которые присутствуют на таком празднике уже который раз, уверенно желают и здоровья, и новых друзей, и чтобы «зуб выпал», и «собаку подарили». Наивные детские слова, такие тёплые, такие искренние!!!
Кто кроме Монтессори родителей сможет принести на угощение торт, в котором нет ни сахара, ни животного белка, ни даже глютена?! Даже дети с самой строгой диетой смогли получить свой кусочек.
Большая любовь друг к другу очень заметна в Монтессори классах. Всем желаем такой любви и мира!
Прогулки в канун Масленицы.
- Опубликовано 07.03.2022 08:22
«Мария Монтессори удивлялась, что позвоночник, вынесший за долгие годы развития человечества тяжёлую физическую работу, борьбу со стихией и дикими зверями, согнулся, не выдержав сидения за школьной партой. … На самом деле проблема не в форме парты, а в том, что ребёнок не может нормально развиваться, если ему не хватает движения».
Ефимов О.И., Ефимова В.Л. «Педагогика изменяющая мозг».
С наступившим Новым Годом и Рождеством всех!!!
- Опубликовано 17.01.2022 13:34
Декабрь – волшебное время подготовки к самому любимому детьми празднику!
Меняется среда и материалы в классе. Дети начинают наряжать ёлку, а у нас это процесс непрерывный – вешаем и снимаем игрушки, снова и снова, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в роли дизайнера.
Аппликации, лепка, языковые материалы и даже картины на стенах так же отражают смену сезона. Теперь мы украшаем рукавички, наклеиваем ёлочки, шьём из фетра новогодние игрушки.
Старшие дети готовят спектакль для младших, и их постановка удалась! Тоддлеры завороженно смотрели на ребят из класса 3-6 с их постановкой «Теремок». Потом все дружно водили хороводу вокруг ёлочки, играли в подвижные игры, рассматривали подарки!
Конечно, не обошлось и без настоящих артистов. Как всегда, в канун Нового Года, театр «Куклы Ёжики» приехал к нам в гости со своим спектаклем про Деда Мороза.
С наступившим Новым Годом и Рождеством всех!!!
Открытия "Путешествия в тишине".
- Опубликовано 22.11.2021 18:23
Посетила с мужем мероприятие для родителей нашего клуба "Тишина".
В первый день мы только лишь ходили по саду молча и рассматривали комнаты и материалы, это позволило сформироваться вопросам и увеличило желание понять устройство образовательной системы, ее частей - отдельных материалов и того как они взаимосвязаны. Ушли из сада с вопросами и предвкушением открытий.
На второй день мы оказались в роли детей, можно было представить себя своим ребенком или перенестись в прошлое и стать 4 летним собой снова, но уже в другой среде.
Представить себя своей дочерью мне не удалось, но благодаря преподавателям и их отношению я почувствовала себя маленькой, и удалось прожить много разных чувств, от страха перед цифрами, который впечатан системой стандартного образования до щенячьего восторга подбора нот на грибочках - звоночках.
Благодаря погружению в среду немного прояснилось почему я такая какая есть, почему мой потенциал раскрывается в таком...очень ограниченном к слову, виде. И стало понятно, что лучшее, что мы можем сделать для нашей дочери это дать ей такую среду для развития.
Процитирую фразу современника Марии Монтессори: «Если бы каждый ребёнок посещал ваши школы, я бы людям не понадобился!» Зигмунд Фрейд.
Благодарю Полину и преподавателей Олесю, Риту, Женю за это путешествие во времени и не только в моё прошлое, но и в Тасино будущее.