Пикник в парке «Изгиб».
- Опубликовано 25.06.2024 09:05
Как прекрасно, когда в детском саду есть традиции, проверенные временем! Ежегодный пикник для детей, родителей и педагогов – это очень важная часть в жизни нашего Клуба. Выезд на природу, общение, из которого часто формируется многолетняя дружба не только детей, но и взрослых! Активные игры, семейные фото, вкусный обед, необычное шоу и праздничный торт – всё это делает отдых незабываемый, а каждый следующий пикник долгожданным.
Выбор игрушек.
- Опубликовано 16.06.2024 09:51
Сегодня хочется рассказать об очень важном принципе, который мы используем на благо детей. Звучит он коротко – «от простого к сложному». Многолетний опыт работы с детьми создаёт иллюзию, что этот постулат очевиден для любого взрослого. Однако, иногда в повседневной жизни происходит иначе: конструктор родители покупают «на вырост», чтобы не наскучил, настольную игру «посложнее», чтобы малыш развивался и т.п.
Если в 3-4 года ребёнок собирает «Лего» для возраста 5+ или 7+, то очень велика вероятность, что он будет собирать его не сам, прося помощи взрослого в том, чтобы понять инструкцию, отцепить детали, разобраться в мелочах. И ощущать «я не могу, мне нужны помощники». Другое дело, если малыш собирает крупные кубики «Лего Дупло». Его навыков хватит и для использования инструкции, и для создания собственных задумок. «Я справляюсь! Я могу и хочу идти вперёд!»
В каждом Монтессори материале заложено несколько различных этапов работы, освоив самый простой, дети переходят на следующий уровень. Каждый этап прорабатывается до полного понимания, иначе фундамент окажется шатким, порой дети сами пытаются забежать вперёд и испытывают разочарование – «не получилось!», и так сами осознают необходимость вернуться и доработать. Любой уровень позволяет самостоятельно контролировать прогресс: всё правильно или нужно попробовать снова.
Монтессори образование.
- Опубликовано 31.05.2024 15:15
Методика Монтессори не является способом «раннего развития» детей. Она не про письмо или счёт, хотя большинство детей действительно хорошо пишут, читают и считают к пяти годам. Результаты работы детей в аутентичных классах Монтессори - это набор качеств, позволяющих маленькому человеку хорошо понимать самого себя и быть конструктивной частью общества.
Умение ставить собственные цели и добиваться их, рождаются из способности делать правильный выбор (например, занятия) и контролировать внимание (довести работу до конца), силы и время. В 1,5 года накладывая себе еду в тарелку, тоддлер уже принимает решение о том, насколько он голоден. И ему не важно, что сосед положил больше котлет в свою посуду. В мире взрослых - это история про «более престижное образование», «самый модный телефон» и т.п. Согласитесь, важно иметь образование и работу по душе, как и еду в тарелке?!
Навыки эффективного взаимодействия появляются из презентаций вежливости и любезности; лояльности ко всем культурам и сохранению своих традиций; из разновозрастных классов, где необходимы взаимное уважение, сотрудничество (а не конкуренция!); из необходимости ждать, договариваться, соблюдать договоренности, привычки благодарить и решать вопрос, а не искать виноватого.
Уверенность в себе и желание учиться новому создаются из грамотно подобранных материалов: посильных, интересных, позволяющих освоить что-то, что еще недавно ты не умел. В перспективе взрослые, обучавшиеся в классах Монтессори будут стремиться к позитивным изменениям в жизни, их руки и разум будут заняты самообучением и поиском нестандартных решений в любых сферах.
Плохое поведение ребёнка? Или ошибки взрослых?!
- Опубликовано 25.05.2024 05:47
Поведение детей, которое не нравится, не удобно взрослым бывает разным, и часто его и считают «плохим», а на самом деле оно просто не соответствует ожиданиям родителей, учителей. Рассмотрим несколько вариантов.
Ребёнок ведет себя демонстративно (нарушает запреты, кричит если просят помолчать, бросает игрушки и т.п. заметное поведение). Плохо? Конечно! А в чём суть такого поведения, давайте заглянем изнутри, для чего ребёнку «специально» делать то, что нельзя? Цель только одна – привлечение внимания! Почему именно таким сомнительным способом!? Всё просто. Именно так научили взрослые, когда замечали плохое: пролил, плакал, испачкался; и не замечали хорошее: сам налил воды, был весел, помыл руки. Делать замечания, наказывать – бесполезно. Взрослым нужно избавиться от собственной эмоциональной холодности и учить ребёнка привлекать внимание иначе, замечая всё хорошее в его действиях.
Ребёнок портит вещи. Природное любопытство и исследовательский интерес – это лишь один вариант, тогда всё просто. Достаточно предложить то, что можно разбирать на части (старый будильник вместо нового и т.п.). Иногда же дети портят вещи в ответ на обиду, на понимание несправедливости произошедшего. В таком случае, ребёнок вредит вроде бы намеренно. Вот только у маленьких детей такое поведение не осознанно. Обиделся что мама не почитала – порвал книгу. Во взрослом обществе, это история про месть. От рождения дети не умеют даже обижаться, это эмоция, которую они получают от окружающих взрослых, и которой лучше не учить! Привычка решать вопросы силой или уходить от их решения, склонность не слышать и не учитывать мнения ребёнка (там где оно уместно), собственный навык дуться, а так же насилие, присутствующее в обществе (толкнули – толкни и ты), книгах, мультфильмах – всё это учит малышей обижаться и неосознанно вредить в ответ. Когда взрослые строят отношения с позиции заботы, оставаясь при этом сами ответственными за происходящее (принимающими решение), дают пример конструктивного прохождения через конфликты – дети не учатся обижаться, и испортить вещь могут только от природной любознательности.
Детские слёзы.
- Опубликовано 23.04.2024 08:41
Все дети иногда плачут. Больше или меньше - зависит от нас, взрослых. И вовсе не от того насколько мы «хорошие родители», а от того, насколько окружающая реальность удовлетворяет природные потребности ребёнка.
Перестало быть сухо или сытно – младенец заплачет, это единственный способ сообщить взрослому о проблеме. Тело требует движений, а малыша пристегнули к коляске – снова будут слёзы.
С возрастом, потребности детей меняются, и задача взрослого - научить ребёнка выражать свои желания и чувства словами. Для этого прежде всего стоит задуматься о собственных способах реагирования на детские слёзы. Есть много распространённых, привычных реакций взрослого, которые ведут к печальным результатам.
- Перестань плакать! - дальше есть множество вариантов, от «дам конфету», до «накажу». В такой ситуации ребёнок понимает, что не имеет права на чувства, что нужно спрятать свои эмоции и никогда не выражать их, ведь взрослые совершенно не в состоянии вынести их. «Перестань плакать» равносильно «не чувствуй»! Наказания дают понимание того, что мир опасен и мне следует остерегаться, не быть собой.
- На тебя смотрят, не плачь! – важнее всего что скажут и подумают чужие люди, важен не Я, важны ОНИ. Мнение других людей для моей мамы значит больше, чем мои чувства…
- Посмотри на Петю, он не плачет! – малыш начнёт думать, что с ним что-то не так, он хуже, а Петя лучше. Другие правильные, а со мной не всё в порядке.
- Ничего страшного! – обесценивание эмоций ребёнка. Нужно чувствовать иначе, ты неправильно чувствуешь.
Для того чтобы реагировать на слёзы с пользой для малыша, сначала нужно разобраться в их причине. Подумать о том, что происходит сейчас и что было до плача.
Много ситуаций, когда за слезами прячется конкретная эмоция: испуг, обида, боль и т.д. Детей нужно учить различать эмоции, а значит полезно будет назвать эмоцию правильно и разделить её с ребёнком. «Тебе очень хотелось покататься на качели, так обидно, что они сейчас заняты! Подождём пока освободятся или поиграем пока в мяч?»
Математика - это легко и весело!
- Опубликовано 01.04.2024 16:31
"Математика – это всего десять символов и четыре арифметических действия. Я люблю математику и мне весело заниматься ею с другими ребятами! Я хочу узнавать дальше, покажи мне что-то ещё!" Монтессори метод даёт дошкольникам именно такое отношение к предмету, который традиционная начальная школа делает скучным и сложным.
Какие этапы проходит ребёнок при взаимодействии с математическим материалом в Монтессори среде?
Прежде всего, компетентный педагог обязан дождаться готовности мозга ребёнка воспринимать математику, а значит у малыша сначала проявится интерес к счёту. Дети спонтанно начинают пробовать считать предметы, и это уже сигнал для взрослого - пора предложить первый материал, который предназначен для счета от 1 до 10, скоординированного с движением руки.
Возраст начала такой работы: от 4 до 4,5 лет. Обязательное использование руки, счета в разнобой, в обратном порядке - позволяет быть уверенным в успехе ребёнка при изучении количества, а не запоминании стишка: «раз, два, три и т.д.». Когда дети легко и уверенно находят любое количество от 1 до 10 - они готовы к изучению цифр (это уже абстракция!), и мы начинаем сопоставлять символы с количеством, а ещё учимся записывать цифры. Обычно, весь период начального обучения весьма короток, а успех обеспечивается готовностью ребенка. За ним же следует длительная и любимая детьми работа с бусинами - золотой материал.
Единицы, из которых собраны десятки, десятки, объединённые в сотни, тяжёлые кубики - тысячи, состоящие из сотен. Всё просто, сложная и абстрактная десятичная система, которую так трудно бывает осознать в школе, оказалась разложена на бусины и осваивается дошколятами в игре. "Набрал десять - надо разменять! Может просто отгрызть кусочек от сотни? Нет?! А как же ты поровну раздашь? А, так ты уже знаешь, что можно разменять на десять десятков! Вот это да!" Гордые и довольные, ребятишки выполняют все арифметические действия в пределах 10 000. При этом, самое важное чему нужно научиться на этом этапе – это уверенно и верно считать в пределах десяти, производить размен, правильно сопоставлять разряды с символами, и конечно же осознать смысл всех четырёх действий: сложение, вычитание, деление, умножение.
Спустя некоторое время, ребята учатся записи арифметических действий при помощи символов, линейному счёту от 11 до 20, затем до 100, и наконец до 1000.
После работы с большими числами, неутомимым труженикам предлагается работа с маленькими, целью которой будет и состав чисел, и запоминание комбинаций в пределах 20 для сложения и вычитания, в пределах 81 для умножения и деления.
Разнообразие материалов, яркие цвета, многочисленные повторения новыми способами – всё это лишь поддерживает природную любознательность ребёнка, тренирует память и внимание, создаёт удовлетворение и формирует любовь к учёбе и сложной работе.
Дошкольники могут научиться складывать и вычитать дроби, и вовсе не потому, что необходимо «успеть как можно раньше», а исключительно в связи с внутренним и непреодолимым желанием узнать ещё «что-то новое», применить полученные ранее навыки!
Использование ножниц в дошкольном возрасте.
- Опубликовано 14.03.2024 13:53
Сегодня расскажем о том, какие ножницы мы предлагаем для работы детям с полутора лет. Взрослые редко задумываются, что сила пальчиков ребёнка и соответственно его способность управлять ножницами: во-первых, зависит от прочей тренировки пальчиков в обычной жизни (сам ем, сам одеваюсь, манипулирую рукой или сижу без дела); во-вторых, очень мала, в сравнении со взрослым, дети быстро устают и лезвия ножниц у них не сходятся друг с другом, сил хватает иногда всего на несколько попыток; в-третьих, умение держать ножницы, расстригать бумагу, а затем и нитку, вести надрез по контуру - это невероятно полезная для мозга тренировка координации движений и глазомера.
Производители часто предлагают малышам «детские» ножницы. Тяжёлые, толстые и большие из-за пластмассовой оболочки - таким предметом сложно что-то разрезать даже крепкой руке взрослого!!! Задумайтесь, эта вещь сделана для детей?! Или для спокойствия взрослого, чтобы было внешне безопасно!? Помогут ли конкретные ножницы ребёнку делать первые успехи, гордиться ими, получать удовольствие и стремиться вперёд?
Ножницы для тоддлера – это маленький (не более 9см), легкий, металлический предмет с тупыми концами и достаточно заострёнными лезвиями. Серединный винтик смещён ближе к кольцам, иначе малышу просто не хватит длинны пальцев для разведения этих колец. Первая бумага – это полосочки длинной 10-12см и шириной около 0,5см – на одно закрытие ножниц, без продвижения вперёд. Хранить и переносить ножницы необходимо в чехле.
Ребята трёх лет и старше используют швейные ножницы и ножницы 12-14 см. Острые и короткие кончики обеспечивают маневренность и точность при повороте линии. Полоски бумаги для разрезания становятся шире - 1,5 см, теперь на них наносится разная по уровням сложности разметка. Освоив полоски, ребёнок учится работать с любыми фигурами, контурами. Когда детям нравится выстригать, они видит результат, могут приклеить детальки и получить аппликацию – им становится не нужно использовать ножницы не по назначению, например махать ими... Чехол для ножниц по-прежнему необходим, хорошо если он будет теперь иметь форму ножниц, тогда мы сможем учить переносить предмет в чехле держа за ту часть, где лезвия. Ведь именно так, лезвиями к себе, и положено переносить и передавать ножницы в мире взрослых.
Доверяя детям опасные предметы, показывая, как их правильно использовать, только так мы обеспечиваем истинную безопасность дошкольников в работе с ножницами, а так же их желание делать снова и снова, развивать себя в выстригании всё более сложных фигур и контуров.
Современное детство.
- Опубликовано 06.03.2024 09:33
За последние сто лет в мире произошли колоссальные изменения. Удивительно то, что с годами методика Монтессори становится только актуальнее!
«Молодые люди провели годы, слушая слова, а слушание не делает человека. Только практическая работа и опыт ведут молодежь к зрелости». «Концепция образования, в центре которой стоит забота о живом существе, меняет все предыдущие идеи. Основываясь более не на программе, не на расписании, образование должно соответствовать условиям жизни человека».
Эти слова Мария написала тоже более ста лет назад, а острота вопросов лишь усилилась, государства не готовы раз и навсегда внести необходимые изменения в систему образования, увы! Без необходимых изменений и знаний о ребёнке, педагогика продолжает передавать всё те же заблуждения из поколения в поколение.
Какие особенности современного детства приносят детям больше вреда, чем когда бы то ни было ранее? Молодые родители, выросшие в маленькой семье, часто не имеют опыта и навыков воспитания и ухода за детьми, а иногда и представления о том, кто такие дети. Проводя курсы или семинары для разных семей, из года в год мы получаем одну и ту же обратную связь: «ну почему же я не знала этого раньше?!», «эта уникальная информация полезна на 100%», «курс помог наладить взаимодействие с ребёнком, моя жизнь стала проще». Да, родительству нужно учиться! Отсутствие знаний у любящих мамы и папы – именно это приводит к ошибкам, которых проще избежать, чем исправить.
В современных семьях изменилось соотношение количества взрослых и малышей. Раньше каждый ребёнок очень рано вовлекался во все виды работ по дому, перенимал навыки родителей и старших детей, нёс ответственность. Скорость технического прогресса неминуемо лишает современных детей возможности выполнять различные действия собственными руками, вносить свой вклад в жизнь семьи – чувствовать себя нужным и способным! Дети любого возраста отстранены от реальной жизни, взамен им предложены игрушки (часто в очень большом количестве), они стали сторонними наблюдателями работы родителей за компьютером и телефоном.
Избыток вещей присутствует и в одежде, которая часто не соответствует возможностям ребёнка самостоятельно управиться с ней, его потребностям в активном движении. Зато модно и нравится маме! В питании такая же ситуация – выбор огромен, и зачастую взрослому важнее хоть чем-то накормить ребёнка, и обычно раньше, чем тот проявит естественное чувства голода, способное научить малыша понимать собственные потребности.