Система Монтессори

«Родители – это стражи ребенка, а не надсмотрщики над ним... Они должны понимать любовь как глубокое чувство, которое не имеет права портить сердце эгоизмом или ленью». Мария Монтессори

 

Через 100 лет после своего возникновения метод Монтессори остался методом научной педагогики, ме тодом, в котором педагог должен думать и, опираясь на открытия, сделанные Монтессори, помогать развитию ребенка.


В мире в 110 странах работают около 22 000 Монтессори школ. В них занимаются около 2,2 миллиона детей. Это значит, что только 0,1% детей в мире получают Монтессори образование, то есть, грамотную поддержку развития и возможность оптимальной реализации своего потенциала.


К сожалению, нет такой школы, где молодых людей учили бы их будущему отцовству и материнству. В России понятие «сознательный родитель» – это нечто экзотическое. Большинство воспринимают детей как объект кормления и одевания, а не как личность, достойную уважения с самого своего рождения.
А между тем уже почти 100 лет назад Мария Монтессори описала «три подарка природы», которые даются ребенку от рождения и следование которым естественным образом формирует из ребенка счастливого взрослого.
Это: человеческие тенденции; сензитивные периоды; впитывающий разум.


Человеческие тенденции – это потребности, существующие у людей, удовлетворение которых важно для развития и адекватного поведения человека.


Сензитивный период – период особой восприимчивости к определенным знаниям и навыкам.


Впитывающий разум – способность бессознательно запоминать и воспроизводить окружающее (язык, поведение, манеры, информацию и т.д.)
Марией Монтессори на практике доказано поразительное – эти «дары» даются каждому ребенку, вне зависимости от национальности, страны и континента рождения.


Мы можем оказать ребенку доверие и он сам выберет подходящую для себя дорогу к счастью. Перестать навязывать ему свои желания, научиться терпеть и ждать когда придет его интерес к какому-либо делу, давать ему то, что ему интересно и в нужный момент. Перестать навязывать непрошенную помощь.


Только представьте, что посадив семена цветов мы будем указывать и советовать им день и ночь: ты растешь не так, ты растешь не туда, ты растешь не таким, ты растешь неправильно, ты растешь неподобающе и поэтому будешь наказан.


Мы точно знаем, что вырастет из нашего зернышка. И этого знания достаточно, чтобы любить посаженный цветок, ухаживать и не ждать, не требовать произрастания, например, морковки.


Ребенок, разумом своим буквально впитывая жизнь вокруг себя, принимает эту жизнь как должное, как идеал, как абсолют. И понятно, что если в семье его и вообще в окружении нет любви и согласия, то и в ребенке этого не будет (впитывающий разум).


Любые нарушения в поведении здорового ребенка - это реакция ребенка на внешнюю среду. Первой такой средой является семья. Стереотипы поведения родителей часто приводят к девиантному поведению детей, в таких случаях необходимо индивидуально подойти к ситуации и проработать ее всеми возможными способами.


В Монессори-группе одному ребенку требуется несколько недель для нормализации, а кому-то и полгода. Родители, которые поддерживают линию отношений, установленных в классе упрощают и ускоряют процесс нормализации.


Какие характеристики нормализованного ребенка подразумевает система Монтессори?
Любовь к порядку и к работе, способность к спонтанной концентрации, адаптированность к реальности, любовь к тишине и индивидуальной работе, способность действовать по своему выбору, самодисциплина и послушание, независимость и инициатива, радость, как базисная эмоция, подтверждающая верное использование наших способностей.


Существует большая разница между тем, когда дети просто заняты работой и когда их внимание полностью захвачено, когда произошел процесс «поляризации внимания». И если ключом к нормализации Монтессори считала концентрацию, то ключом к концентрации является интерес ребенка и одновременно определенные затруднения, проблема, вызов. Последовательность выглядит так: интерес – возникшая проблема, трудность концентрация внимания. Вдохновение через свободный выбор.


Монтессори много пишет о спонтанном развитии ребенка, о свободе, но при этом она понимает, что социализация ребенка неизбежна, и в той или иной степени предполагает ограничение спонтанности и свободы ребенка. Монтессори делает важное педагогическое открытие. Ребенок стремится к порядку. В его развитии она выделяет сензитивный период порядка и сензитивный период развития социальных навыков.


Занятия по системе Монтессори подразумевают нахождение в среде минимум 5 дней в неделю по три часа для детей от трех до шести лет, и 4 раза в неделю по два часа для детей до 3 лет. Занятие проходит без перерыва на какое-либо другое занятие, вид деятельности.


Другие (более редкие) полезные занятие в монтесори среде так же возможны, но они не обеспечивают целостного Монтессори подхода в развитии.


Почему системе Монтессори надо учиться?
Потому что педагогика – это наука. Как невозможно обучиться Евклидовой геометрии, всего лишь поучаствовав в паре разговоров на эту тему, так невозможно понять всю систему, разработанную Марией Монтессори, просто походив на занятия с ребенком.
И учиться этой науке надо долго. Почему? Потому что невозможно сказать, что вами познана культура другой страны после однодневного ее посещения. Подходом Марии Монтессори к воспитанию детей надо проникнуться, пропитаться. Своеобразное «пропитывание» занимает не один год.

Оборудование Монтессори и учитель – это две равные и независимые ценности. Они ни в коей мере не подменяют друг друга и друг без друга не имеют большого смысла.


Монтессори подход требует от родителей создания для ребенка среды, в которой он сформируется как самостоятельная и независимая личность и всегда сможет сказать: «Я знаю, чего я хочу» и «Я могу это сделать». Для этого родителям необходимо много работать над собой, чтобы отказаться от знакомого с детства пути подавления ребенка, а также необходимо требовать от окружающих родственников и знакомых уважительного отношения к маленькому человеку.


Вырастая, мы забываем, что такое детство, теряем знание о его законах. И осознавая это, можно говорить об уникальности метода великого итальянского врача, философа и педагога – Марии Монтессори. Более 50 лет она занималась наблюдением, изучением детства и в последующем использовала накопленный опыт для анализа и в дальнейшем для разработки своей системы воспитания детей с самого раннего возраста, фактически со времени его внутриутробного периода развития.


Наверх