Опыт одной мамы

montessory 3-6Нина Мишаниша
Монтессори педагог, Москва
Помогите ребенку обустроить его мир

Волшебная сила среды
В ноябре 2009 года я пришла на курс по Монтессори педагогике в Центр педагогики М. Монтессори, и с того момента моя жизнь начала сильно меняться.


На курсе я открыла для себя, что самые важные цели педагогики Монтессори – это достижение ребенком самостоятельности, независимости, уверенности и ответственности. Это соответствовало и моим ценностям. Но в то время я не знала, что и как я могу добавить в жизнь моего сына, чтобы он стал еще более независимым, уверенным и ответственным. К сожалению, я пришла уже на сессию по сенсорным материалам и пропустила сессию практической жизни, поэтому мне многое пришлось открывать самостоятельно.
В декабре я начала работать в московской школе Монтессори и увидела, что и как конкретно нужно делать, чтобы дать возможность ребенку стать самостоятельным.


Прежде всего, я увидела, как важна правильно организованная среда, порядок, простые и ясные правила, для того чтобы ребенок начал делать что-то самостоятельно. Я рада была, что мой сын ходит в школу, где все организовано так, что он безо всякого принуждения моет полы, посуду, вешает сушиться белье. Поначалу мне и в голову не приходило, что я могу создать дома такие же условия.


Думаю, что самые серьезные перемены в моей жизни и жизни моего младшего сына начались после того, как однажды мы с коллегой отправились с домашним визитом к одному из наших детей. Там мне бросилось в глаза, как много игрушек и одежды у ребенка, как трудно ему сосредоточиться на чем-то одном среди такого изобилия вещей. Моя коллега предложила маме поменять кое что в комнате, чтобы ребенку стало легче ориентироваться в своих вещах. Она помогла выбрать игрушки, которые соответствуют возрасту ребенка, расставила их в шкафу. На каждой полке она оставила только по три игрушки.


Она рассортировала одежду по ящикам комода и оставила только по три вещи: трое штанов, три майки, три кофты и т.п. В комнате воцарился порядок все выглядело логичным, закономерным. Я почувствовала себя спокойной и защищенной в этой обстановке.

После этого визита я и решила начать менять среду для Кости дома, и в тот же вечер приступила.
К счастью, у Кости уже было кое что правильно организованное в среде – стол, стул, комод по росту. Игрушки были рассортированы по контейнерам, одежда – по ящикам комода.
Но одежды в комоде было очень много. Книжный шкаф был забит несколькими сотнями книг, а игрушек было столько, что они не помещались в двух шкафах.
Костя не мог выбрать одежду, не убирал игрушки, не мог сам найти книжку, которую хотел почитать на ночь.
Я сама наводила порядок в его комнате и считала себя хорошей заботливой мамой.

Я решила начать с комода. Удивительно, но оказалось, что менять не так-то просто. Если убирать лишнюю одежду из комода, то куда ее положить? Что убирать? Что оставлять? Я не хотела расставаться ни с чем. Не хотела добавлять себе забот.
Выходит, не так-то просто совершить такие простые действия – оставить в комоде только ту одежду, с которой ребенок 4,5 лет может сам управляться – складывать и выбирать.


Я размышляла несколько дней. Потом мне пришла в голову простая мысль убрать всю несезонную одежду, а из оставшейся предложить Косте самому выбрать по три предмета. Костя сам выбрал майки, трусы, носки, а штанов и кофт у него и без того было немного. В комоде стало непривычно пусто. Косте стало легко и просто находить нужную одежду и одеваться самому. Он перестал теряться и злиться, когда приходило время одеваться.


Теперь что-то нужно было делать с игрушками. Они хранились в двух шкафах: одном низком, но широком, и одном высоком, но узком. Костя не мог самостоятельно достать некоторые из них. И он не убирал игрушки сам. Я помогала ему сортировать игрушки по контейнерам.
Если оставить высокий и узкий шкаф, то как сделать, чтобы Костя мог самостоятельно брать игрушки и складывать их? Если поставить еще один низкий, но широкий, то где найти место для него? Эти вопросы мне казались неразрешимыми.


Я начала наблюдать и увидела, что Константин играет далеко не всеми игрушками. Постепенно созрела мысль предложить Косте выбрать то, что ему нравится больше всего, а остальное убрать. Но я не могла решиться предложить ему такой простой вариант. Я оттягивала момент объяснения. Не знала, что делать, если Костя откажется убрать часть игрушек. Делать все тайком без его ведома я не хотела. Я уже знала, что это не поможет Косте стать независимым, уверенным и ответственным. Как сделать так, чтобы Костя принял решение самостоятельно?
Наконец, я отважилась предложить ему выбрать те игрушки, которые он хочет оставить. К моему удивлению, Костя согласился. Но игрушек было так много, что Костя не знал, с чего начать, он метался от одного контейнера к другому.


Стало ясно, что большое количество игрушек никак не помогает Косте стать уверенным. Теперь мне проще было принять решение оставить только один шкаф, тот, что пониже. И оставить столько игрушек, сколько поместится в него.
И тут я вспомнила простой прием, который мы используем при работе с сенсорными материалами: принеси самый большой, длинный, толстый и т.п. Я попросила Константина выбрать самую любимую игрушку. Костя выбрал электрическую железную дорогу, уложил ее в контейнер и поставил контейнер с дорогой в шкаф. Затем спросила: что из того, что осталось, нравится тебе больше всего. Костя выбрал еще одну железную дорогу и поставил очередной контейнер в шкаф. Так постепенно Костя заполнил контейнерами низкий шкаф.


Костя увидел, как много игрушек не поместилось в шкаф и начал пристраивать игрушки на полки в шкафу, докладывать в контейнеры. Я предложила поступить следующим образом: если Костя захочет что-то взять из тех игрушек, что не поместились в шкаф, то он должен будет поменять местами игрушки убрать контейнер из шкафа и поставить контейнер из кладовки. И Костя легко согласился. Игрушки не выкидывали, а убирали в другое место. И предложили простое правило, как можно пользоваться всеми, сохраняя при этом порядок. Об игрушках из кладовки он вспомнил только через полгода.


Теперь Косте легко и просто было самому убирать игрушки: в каждом контейнере – один набор, все контейнеры на такой высоте, что Косте легко взять их и поставить на место. Шкаф небольшой, количество контейнеров обозримо.
Костя больше не нуждался в моей помощи, чтобы достать или убрать игрушки. У меня высвободилось много времени.
Я убедилась в том, что достаточно изменить среду и ввести правила, как меняется сразу многое: ребенок становится самостоятельнее, независимее.


Дети наши игрушки?
Со временем я поняла, почему мне так трудно было принять решение убрать игрушки. Мне самой нелегко было расстаться с ними. Ведь я сама покупала их. Мне хотелось для Кости всего самого лучшего.
Когда я убрала в другое место то, что не помещалось в шкаф, оказалось, что даже с тем, что осталось, Костя играет не так часто. И мы потом решили убрать еще кое что.


По большому счету, мне не хотелось признаваться себе, что огромное количество денег, времени и сил потрачено напрасно на не нужные вещи. Тогда я поняла, как мало на самом деле нужно ребенку.


Теперь дело было за книгами. Если установить шкаф по росту, то куда девать несколько сотен книг, которые не поместятся в шкаф? Если купить несколько низких шкафов, то где найти место в комнате для них?
Опять я встретилась с тем, что нужно тратить время, силы. Так хотелось, чтобы Костя был самостоятельным просто так, без дополнительных усилий с моей стороны.


У меня уже появился хороший опыт с игрушками. Я уже знала, что нужно только захотеть, а там и место для книжек найдется. И правильные решения придут. Даже если мне не удастся найти правильное решение сразу, я его со временем найду, если начну менять ситуацию.
Для начала я предложила Константину выбрать книги, которые нравятся ему больше всего. Он, в первую очередь, выбрал энциклопедию, в которой все сложные сооружения были изображены в разрезе. Потом я предложила оставить ровно столько книжек, сколько может поместиться на одной полке в шкафу. Но Костя выбрал книг гораздо меньше, чем поместилось на одной полке.


Остальные книги я вынесла. Косте стало легко находить книги, которые он хотел почитать. И стало легко убирать их назад на полку.
На одной из освобожденных в шкафу полок разместили карандаши, фломастеры, краски, кисточки, пластилин. До этого времени все хранилось в закрытом контейнере. Костя о них и не вспоминал и почти никогда не пользовался. Наконец-то все это оказалось на уровне глаз Константина. Прошло несколько месяцев, прежде чем сын начал активно пользоваться карандашами и фломастерами. Взрыв произошел в феврале 2011 года. В один день Костя начал рисовать очень сложные, подробные рисунки, на листах большого формата, со множеством деталей, используя карандаши разного цвета. Теперь ему легко было их найти, достать и убрать.


Потом я купила шкаф пониже, чтобы Костя сам мог доставать до любой полки.


Неужели он может это сам?
Еще одно событие побудило меня менять среду, чтобы добавить самостоятельности в жизнь Константина. В феврале 2010 года коллега принесла в класс терку, нож для чистки овощей и приспособление для приготовления апельсинового сока. Я не могла поверить своим глазам – трехлетние дети легко управлялись с этими сложными предметами, сами отжимали сок и натирали морковь. И я решила добавлять что-то в среду дома, чтобы добавить дел, которые Костя сможет делать с удовольствием и самостоятельно.


В то время у Кости были некоторые трудности с едой. Костя требовал накладывать еду только в любимую тарелку, наливать сок только в любимую чашку.


На кухне в нижнем шкафу я выделяю для Кости полку и предлагаю ему самому поставить ту посуду, которая ему нужна, – тарелки, чашки, стаканы. Костя сам выбрал то, что ему нужно. Отказался положить ложки и вилки на свою полку. Сказал, что он и так сможет их достать.
Это было поворотным событием в жизни сына. Именно с этого момента он стал значительно самостоятельнее. Он был так горд тем, что у него своя полка со своей посудой, за которой не нужно забираться, не нужно никого просить подать. Он сам с удовольствием выкладывал из посудомоечной машины посуду на свою полку, следил за тем, чтобы все, что ему нужно, всегда стояло на полке.


Следующее, что пришло мне в голову, – предложить полку в холодильнике. Я спросила Костю, какую полку он хочет выбрать. Он сам выбрал полочку, к которой не нужно было ни наклоняться, ни тянуться. Я стала выставлять на эту полку в судочках ту еду, которую он ест в течение дня, – нарезанные на дольки яблоки, кашу, рис, котлеты, суп и т.п. К этому времени Костя умел греть еду в микроволновке. Я сказала, что теперь Костя сам может выбирать еду и есть, когда захочет, и то, что захочет. Впоследствии я убедилась в том, что он выбирал сбалансированную пищу (как в том эксперименте, где детям выставляли разную еду и наблюдали за тем, кто чего и сколько выбирает). Обнаружилось, что все мои опасения насчет того, что Костя будет есть только макароны, оказались напрасными. Я перестала контролировать, когда и что ест Костя. Я просто готовила и накладывала еду в судочки.


Это тоже был непростой шаг для меня. Оказалось, и тут я не нужна. Костя и здесь справлялся без меня. Я почувствовала себя не нужной. Поняла, почему раньше я так много брала на себя, придумывала так много дел себе: готовила, чистила, мыла, убирала, покупала. И все хотела сделать сама. Думала, что без меня не обойдутся. Мне нужно было быть кому-то нужной. Для меня было непросто доверить Косте выбор, не вмешиваться.


С этого момента я решила, что свои проблемы буду решать, не используя ребенка.


Затем я стала задумываться – что можно еще добавить из дел, которые Костя мог бы дома делать самостоятельно. И однажды я увидела, как в классе он налил ведро воды, взял швабру и вымыл полы в зоне практической жизни.
Я подумала: хорошо бы и дома так же. И предложила Косте самому мыть полы в своей комнате. Но он отказался наотрез. Заявил, что ему не нравится грязная работа. Что было делать?


Позвольте ребенку взять на себя ответственность!
И тут мне помогла ситуация со старшим сыном. Несколько лет мы соблюдаем договоренности о том, как следим за порядком в нашей квартире. Костя уже подрос, и я решила, что он вполне готов к тому, чтобы присоединиться к нашим договоренностям и разделить с нами заботы по дому.
Июль 2010 года. Мы вводим новые правила в нашем доме. Каждый из нас самостоятельно раз в неделю моет полы в своей комнате и полы в одном из мест общего пользования. Старший сын выбрал ванную. Костя выбрал полы на кухне. А мне досталась прихожая.


В первый же день обнаружили, что Костя сам не может отжать швабру, которой мы мыли полы. Ему требуется помощь взрослых. Я отжимала ему швабру, а он сам мыл пол в своей комнате.
Я предложила подыскать такую швабру, с которой он справится самостоятельно. Отправились искать подходящую по размеру швабру. Костя сам выбрал ту, что ему понравилась. Через неделю он попробовал вымыть ею полы. Оказалось, ее легко отжать, но неудобно мыть под кроватью – она подпрыгивает, когда ее держишь под небольшим углом к полу. С этих пор, отправляясь за покупками, Костя присматривает себе новую швабру. Меня так и подмывало подсунуть ему то, что нравилось мне. Но я решила, что буду только отводить его в те места, где он сам сможет выбрать то, что ему нужно. Со временем Костя нашел швабру, которая ему понравилась. Но для этой швабры нужно было специальное ведро. Теперь Константин сосредоточился на поиске ведра. Наконец, и ведро нашел.


Костя сам наливает воду в ведро. Он ставит ведро рядом с ван ной, опускает в него шланг с душем, открывает кран, наполняет ведро. Почему-то он всегда набирает полное ведро, а потом с трудом переносит его в свою комнату. Я предлагаю наливать поменьше воды, но он не соглашается. Добавляет в воду немного моющего средства, мочит швабру, отжимает и начинает мыть полы. Но полы очень мокрые. Поскольку в ведре слишком много воды, швабру невозможно отжать досуха. Вода достает до конуса, в котором отжимают швабру. Костя несет ведро в ванную, отливает немного воды в унитаз. Теперь швабру можно отжать.


Я увидела, как через самостоятельность Костя делает открытия и независимо решает, что предпринять.


Костя передвигает стол, освобождает место для мытья полов. Потом на вымытую часть перетаскивает маты, чтобы помыть другую часть комнаты. После мытья все расставляет на места, выливает воду, моет ведро щеткой.


На следующий день я показываю Косте, как чистить кафель на кухне. Он с удовольствием сыплет много порошка, наливает много воды и натирает полы щеткой. Образуется много пены. Костя не может оторваться от работы. Но когда приходит время смывать пену, то оказывается, не так просто справиться с таким большим количеством пены. Костя пробует разные способы – сначала вытирает тряпочкой, как я показала ему. Но пены не убавляется. Затем он приносит швабру, но и шваброй смыть всю пену нелегко. Он приносит другую в надежде, что она по может ему легко и быстро смыть все до конца. Не тут-то было. Косте приходится менять воду в ведре, потому что пена еще остается, как и на полу. Наконец, он отчаивается и просит меня помочь ему.


На следующей неделе, когда приходит время чистить кафель, Костя высыпает на пол только несколько крупинок порошка. Вот и появилась ответственность!
Первое время Костя не мог долго сосредотачиваться на мытье. Он мыл только часть, а потом начинал метаться со шваброй по комнате. И я обращала его внимание на то, что остались кое какие участки сухими, невымытыми. Постепенно он все дольше и дольше мог сосредотачиваться на работе и все меньше нуждался в моей поддержке и участии. Я помогала ему переносить стол, маты, что бы освободить место для мытья. Со временем он и с этой работой стал справляться самостоятельно.


Нелегко было продолжать следовать принятому решению, хотелось отказаться от этой затеи. Легче было самой быстро вымыть комнату, чем искать сначала швабру, потом ведро.


После этого я предложила Косте самому гладить свое белье. С того дня я всю стираную Костину одежду выкладываю в специальную корзину. Я не нашла гладильную доску по росту, поэтому сама устанавливаю доску на такойвысоте, чтобы Косте было удоб но. Первое время Костя жаловался на то, что устает. И мы гладили по очереди – одну вещь гладит он, одну – я. Со временем, он стал все гладить самостоятельно.


Помощь как поддержка, а не как лишение прав!
Октябрь 2010 года. Костя просит завести для него какое-нибудь животное в доме. Я соглашаюсь, предварительно договорившись о том, что возьмем такое животное, за которым Костя сможет ухаживать самостоятельно. Как раз в это время подруга предложила взять морскую свинку. Мы отправляемся взглянуть на нее. Свинка смешная, лохматая. Мы грузим клетку со свинкой в багажник машины и привозим домой. С этого дня Костя самостоятельно следит за тем, чтобы у Кузи (так зовут свинку) было все, что ему необходимо: вода, корм, чистая подстилка. Мы выбираем день недели, когда Костя будет чистить клетку Кузе. Теперь каждое воскресенье, когда мы отправляемся за покупками, Костя сам ищет в супермаркете отдел, где продают опилки, наполнитель, сено для грызунов. Мы отправляемся в ИКЕА и выбираем подходящие контейнеры для всего этого. Освобождаем полку в шкафу для контейнеров под опилки, сено, корм, витамины.


Каждый раз, когда Костя готовит запеканку и чистит яблоки, он собирает кожуру в мисочку и относит Кузе. Каждый вечер, когда я готовлю ужин, я тоже собираю очистки от овощей и фруктов в отдельную мисочку. Костя относит их Кузе. Когда мы возвращаемся из школы домой, то останавливаемся возле парка, чтобы Костя мог нарвать на лужайке траву и одуванчики Кузе. Каждую субботу Костя приносит ведро, стелет в него целлофановый пакет, пересаживает Кузю в таз, а сам выкладывает старую подстилку в ведро. Затем насыпает из контейнеров свежий наполнитель, опилки и сено, насыпает корм, наливает воду в поилку, кладет витамины.


Ноябрь 2010 года. Наступила очередная суббота, и Костя отказался чистить клетку Кузе. Он просит меня отдать свинку обратно. Я спрашиваю почему, ведь совсем недавно Костя так хотел завести животное, ему так нравилась свинка. Костя не сразу объясняет, просто заявляет: не хочу. Я задаю новые вопросы и выясняю, оказывается, клетка большая, подстилки много, совок великоват. Утомительно и неинтересно выгребать старую подстилку. Кроме того, Косте не нравится запах. Сначала я предлагаю разместить объявление в Интернете о том, что мы готовы отдать свинку в хорошие руки, но позже мне приходит идея немного поменять наши правила. Я предлагаю Косте такой вариант: я буду выкладывать старый наполнитель, а он насыпать свежую подстилку, корм и т.п. Он соглашается, и с тех пор мы так и делаем. Я предлагаю Косте подыскать удобный совок, когда он отправится в очередной раз за покупками.


К счастью, у Кости было довольно много опыта в практической жизни до Монтессори школы. Все началось с того, что с 7,5 месяцев он начал проводить очень много времени у раковины с водой, наполняя посудины водой, переливая из одной в другую. Меня все это умиляло, но я не видела в этом настоящей серьезной заинтересованности и далеко идущих последствий. Поддерживала только потому, что мне было легче стоять у раковины по полтора часа два раза в день в течение двух лет, чем бегать за Костей по всей квартире.
И только сейчас я понимаю, как важно это было для Кости.


Очень хороший опыт практической жизни Костя получал, когда мы отправлялись в деревню. Там он засевал поле овсом, но сил из колонки воду, собирал яблоки, поил корову и теленка, кормил кур, собирал яйца в курятнике, носил поленья из сарая в баню.

Дома он охотно осваивал разные кухонные агрегаты: мясорубку, кофемолку, кухонный комбайн, посудомоечную машину, стиральную машину, машинку для вымешивания теста. Научился крутить фарш, варить кофе, вымешивать тесто, отжимать сок.
Но в то время я постоянно контролировала, комментировала, оценивала его действия, подсказывала, что нужно сделать.

Со временем Костя начал делать так много всего по дому, что нам потребовалось составлять расписание: что в какой день делать. Потому что в некоторых делах ему до сих пор требуется моя помощь. Отдельные занятия требуют очень много времени. Так, однажды, Константин в течение восьми часов готовил пельмени. У меня плотное расписание, и я не могу помочь Косте, если занята. И мы с Костей написали расписание на неделю. Когда у Кости исчезает интерес к одним делам и появляется к другим, мы меняем расписание.
Самым сложным из этой затеи оказалось самой следовать этому расписанию.


Этот опыт по изменению среды и правил дома позволил мне изменить свое отношение к Костиным занятиям. Я прекратила навязывать ему то, что хочется делать мне. Я научилась ждать, когда созреет интерес к какому либо делу у него самого. Я научилась быстро давать ему то, что нужно, именно в тот момент, когда интерес созрел. Я перестала навязывать ему помощь, если он не просит о ней.
Я сама стала независимой, ответственной и уверенной.


Наверх