О домашней среде в духе Монтессори

"Только тогда, когда мы научимся давать материнскую заботу, сотрудничая с ребенком, мы научимся делать все "вместе с ребенком", а не "для ребенка". Таким образом, мы определяем важность положения ребенка в доме. ... Сообщение заключается в следующем:
"Ты здесь с нами, нам приятно быть с тобой и все делать вместе!" Таким образом, материнская забота трансформируется в социальный опыт для ребенка" .
Сильвана Монтанаро

Детям необходимо внимание своих родителей больше, чем что бы то ни было.

Подготовка среды.
Постоянная подготовка и адаптация среды под постоянно-меняющиеся нужды и тенденции подрастающих детей очень важная составляющая Монтессори метода в воспитании и образовании детей. Сначала следует рассмотреть физическую безопасность, а затем надлежащую поддержку свободы передвижения, исследования, выбора, концентрации, творчества, завершения упражнений - все это вносит свой вклад в оптимально сбалансированное развитие ребенка.
Натуральные материалы вместо пластика, внимание к простоте, приглушенным цветам, красоте, все способствует умственному и физическому здоровью и самоуважению ребенка.


Отражение Культуры ребенка и Знакомство с Миром.
Важно чтобы среда отражала культурное наследство ребенка, но и также знакомила со всем миром. Ищите предметы, сделанные местными ремесленниками, или сделайте их вместе с вашими детьми, исследуйте этнические окрестности.
Сделайте ваш дом уникальным отражением вашей собственной уникальной части мира. Используйте музыку, книги, пищу, ремесла, рассказы из жизни ваших родителей и бабушек и дедушек, а также включайте такие же элементы из разных культур по всему миру, так чтобы ваш ребенок узнал, что все в мире связано и он член интернационального общества.

От рождения до трех лет.
Когда родители готовятся к рождению первого ребенка, на них обрушивается поток рекламы того, что "нужно" для ребенка. Эта реклама нацелена на продажу вещей, более чем на то, что действительно нужно и хорошо для ребенка. Многие предметы не только являются чрезмерно стимулирующими для маленького ребенка (слишком много объектов, неприятно яркие цвета) но они вредят естественному развитию важных способностей, таких как язык (пустышки) и движение (качели, высокие стулья) и даже могут быть опасными (ходунки и исходящие от пластика газы).
Простая понятная детям среда, натуральные материалы, спокойная обстановка дает чувство безопасности и способствует движению и общению ребенка с окружающими - это превосходная среда для ребенка от рождения до трех лет.

Безопасность.
Ребенок разовьется более полно умственно, эмоционально и физически - когда он свободен в передвижении и исследовании постоянно расширяющейся среды. Но чтобы предоставить ребенку эту замечательную свободу мы должны тщательно проверить дом на предмет безопасности.
Когда ребенок может слезть со своей напольной постели и передвигаться по своей комнате и позже по другим комнатам — большое внимание нужно уделить тому чтобы все розетки были закрыты, провода прикреплены скотчем к стенам или полу, убираем ядовитые растения и химикаты и все другие предметы, которые могут навредить ребенку. Когда ребенок начинает быстро ползать и ходить взрослые должны продолжать проверять дом для безопасности ребенка.

Основные принципы среды.
Вот некоторые моменты, которые нужно иметь в виду при организации среды для ребенка.

1. Участие в Жизни семьи: даже с самых первых дней приглашайте ребенка в жизнь семьи. В каждую комнату - спальню, кухню, гостиную, прихожую и другие.

2. Независимость: в любом возрасте ребенок как бы говорит нам: "я хочу сам сделать это, помоги мне". Поддерживая эту потребность, мы показываем поддержку и веру в ребенка. Думайте тщательно о семейной деятельности во всех областях дома и организуйте пространство ребенка, где он может делать это самостоятельно. Специальная низкая вешалка для курток или крючок где ребенок одевается и раздевается (прихожая, ванная, спальня); стульчик или скамеечка для надевания и снятия обуви; располагающие к работе доступные полки для книг, посуды, игрушек.

3. Персональные вещи ребенка: это очень важный момент. Очень сложно для каждого из нас заботиться о вещах или наслаждаться ими, когда их слишком много одновременно. При подготовке домашней среды для ребенка отведите специальное место для одежды, игрушек и книг которые не используются.

4. Уборка на место и чувство порядка: наши дети становятся дисциплинированными только подражая нам взрослым, также как мы учим говорить " спасибо" моделируя ситуацию вместо того, чтобы напоминать, мы можем научить их складывать на место свои книги и игрушки только если сами будем изящно и с радостью делать это в их присутствии. Люди всегда удивляются насколько аккуратной и красивой может быть среда ребенка при правильной организации.

Среда и впитывающий разум.
В течение первых лет жизни ребенок впитывает все как губка, какая бы ни была среда: уродливая или красивая, грубое поведение или нежность, правильная красивая речь или мат. Как родители, мы являемся первой моделью, которая показывает, что это такое быть человеком. Если наши дети находятся в детском обществе, мы должны поддерживать такие же высокие стандарты.
Качество и красота среды и книг и материалов - является очень важным в привлечении, удовлетворении, и поддержке внимания детей. Если ребенок видит в окружении красивые мобили, плакаты, погремушки и игрушки, сделанные из дерева и других натуральных материалов, то когда он вырастет, он будет помогать создавать мир с такими же высокими стандартами.
Игрушки, погремушки, пазлы, столы и стулья - сделанные из дерева - помогают детям ценить природу и качество и защищают ребенка от небезопасных химикатов, которые находятся во многих синтетических материалах.
Картины на стенах, повешенные на уровне глаз ребенка, могут быть красивыми репродукциями произведений искусства или простыми постерами. На всех из нас оказала влияние наша первая среда и ничего не помогает создать красоту в мире так, как предложение красоты самым маленьким детям.

Хранение игрушек.
У многих детей в наше время слишком много игрушек.
Лучше сократить количество игрушек, ориентируясь на предметы лучшего качества, которые семья сможет использовать вместе или которые говорят об окружающем мире, о настоящем мире растений, животных и людей, и красивом мире искусства.
Ребенку больше нравится хранить игрушки аккуратно расставленными на полках, висящими на крючках, чем бросать их в большие коробки, ребенку удобно в любой момент подойти и взять подготовленный материал к работе, разложенный на деревянных подносиках или маленьких корзиночках. Это также делает уборку более логичной и приятной. Китайское искусство расположения предметов Фен Шуй учит, что беспорядок, даже спрятанный под кроватью или наверху книжных шкафов может быть причиной стресса.

Внешняя среда.
Иногда мы забываем, что наша ежедневная жизнь сначала проходила снаружи, потом люди построили дома в поиске убежища от стихии. Это все еще является инстинктом ребенка. В первые дни жизни, просто глоток свежего воздуха и взгляд на движущиеся от ветра ветви деревьев - этого достаточно; вскоре ежедневная прогулка в слинге или коляске; и не успеете оглянуться - прогулки которые делает сам ребенок со взрослым, где каждая новая вещь - трещины на тротуаре, вереницы муравьев, лужи, кирпичные стены, сорняки и чертополох - многие детали, которые мы как взрослые раньше недооценивали, вдохновляют ребенка и делают из короткой прогулки - длинное приключение, полное новых интересных открытий. Иногда "прогулка по парку" может занять час, и некоторые могут даже не перейти тротуар перед своим домом.
Это очень хорошо для нас взрослых замедлить темп, забыть свои планы, и следовать за ребенком, когда он открывает, нюхает, видит, слышит, и трогает внешний мир.
Приглашайте ребенка к своей работе на улице - мытье машины, работа в саду, все что угодно, что можно сделать снаружи, а не внутри - всегда есть какая-то маленькая часть работы, которую может сделать ребенок сам.
Постарайтесь создать внешнюю часть территории, где ребенок может не только активно заниматься на свежем воздухе, например, копаться в песочнице, но заниматься делами, которые обычно делают внутри дома, такими как мытье рук или посуды, рассматривать книги, собирать пазл.

Возраст 3-6.
Дети этого возраста часто предпочитают работать на полу, а не на столе - на ковриках, которые можно свернуть и убрать с дороги, когда не используются. Это маркирует рабочее пространство, как мог бы сделать стол.
Игрушки, книги, материалы могут быть привлекательно расположены на подносах и в корзинках, на полках из натурального дерева или белых полках по зонам предметов - язык, математика, география, история, наука, музыка, и искусство. У каждого предмета есть свое постоянное место, чтобы дети знали, где его найти и куда положить для следующего ребенка, когда работа закончена. Очень важно чтобы столы и стулья способствовали правильной осанке в любом возрасте.

Возраст 6-12.
Этот ребенок заинтересован в том, что правильно и что неправильно, в далеком прошлом, культурах, странах, великих людях, исследование разума. Он хочет исследовать с помощью своего разума и сейчас у него есть воображение, чтобы это сделать. Дайте ему книги и проекты, игры, реальная работа в реальном мире. Он строит фундамент для полезного, интересного и приятного будущего.
Ему необходимо пространство для тишины и не прерываемой работы, чтобы обдумывать великие мысли.
В возрасте 3-6 мир был привнесен в дом ребенка, теперь же ребенок начинает выходить в мир: например в магазин за продуктами по кулинарному рецепту, за канцелярией, посещать музеи и т.д.

Среда для всех детей.
Существует две важные вещи, которые следует иметь в виду при организации среды для ребенка дома.
Определите место в каждой комнате для нескольких тщательно выбранных принадлежностей ребенка: возле входной двери - стульчик, чтобы можно было сесть, а также организовать место для размещения курток и ботинок. В гостиной - место для детских книг и игрушек - аккуратно и привлекательно организованных. Подумайте о деятельности и материалах во всех жилых помещениях и организуйте среду, включающую деятельность ребенка.
Не выкладывайте слишком много игрушек и книг одновременно. Тех, которые в данный момент используются ребенком - достаточно. Хорошая идея – изменять - убирайте те предметы и игрушки, которые в последнее время не использовались, на хранение. Дети растут и меняются и им нужна помощь, чтобы их среда была не захламлена и привлекательна.

Среда и разум.
Среда влияет на каждого человека в любом возрасте. Привычки в организации среды уменьшают стресс и помогают развитию организованного, эффективного, творческого ума.
Ребенок, который присоединяется к организации среды, и учится выбирать несколько симпатичных вещей, будет обладать ясным, незахламленным, мирным разумом и будет способен концентрироваться и создавать хорошие рабочие привычки.

 Опыт одной мамы


Наверх