Отклонения в поведении и способы нормализации

«Для всех многих форм отклонений существует только одно эффективное лекарство, и это – нормализация через работу, поскольку мы рассматриваем как работу построение его собственной личности». М. Монтессори.

Причина возникновения отклонений.

1. Любое сопротивление человеческим тенденциям.
2. Социальные факторы (семья, садик), в данном случае отклонение – лишь форма адаптации в существующей недружелюбной среде.
3. Противостояние развивающегося Человека и взрослого.
С помощью вознаграждений, наказаний и общественного мнения противостояние становится незаметным для того, кто ему подвергается.

«То, что уводит ребенка с истинного пути, абсолютно незаметно. Это бессознательный поиск взрослым своего «Я» - скрытый, субтильный, одетый в соблазнительные одежды любви и помощи, но слепо и бездушно противостоящий ребенку»
Мария Монтессори, Дети другие, с.213


4. Программирование родителями. Навешивание ярлыков «ты плохой», «у тебя не получится» и т.п.
Опасна и похвала – происходит переориентация ребенка с саморазвития на внешнюю мотивацию (похвалу взрослого). Поддержка ПОСТУПКА позволяет не навешивать ярлык на ребенка.
Очень опасно, когда в обычном саду в группе появляется «лидер» одобряемый воспитателем, или «виноватый».

"Если ребенок начнет работать для того, чтобы его похвалили, он станет прибегать к различным уловкам... В этом случае будет понапрасну растрачена его драгоценная энергия, которая утечет, как жидкость вытекает из сосуда через маленькую трещину". Мария Монтессори

Некоторые из человеческих тенденций:
1. Ориентация (помогает определиться в новой обстановке и чувствовать себя уверенно ).
2. Порядок (фундамент мышления, уверенность во внешнем окружении, порядок делает человека спокойным и дружелюбным).
3. Исследование (понять окружающие явления и предметы).
4. Активность (возможность сделать выбор и воспользоваться им).
5. Манипуляция (действия с выбранным предметом, чтобы обследовать все его качества)
6. Работа – это строительство самого себя и этим отличается от работы взрослого. Не имеет внешней цели (результат) и следовательно по сути является игрой.
7. Повторение (потребность усовершенствовать свое понимание или способность)
8. Точность (позволяет приближаться к решению более сложной цели, если точность не достигается, то теряется с годами).
9. Абстракция (принцип от простого к сложному помогает реализовать эту потребность).
10. Коммуникация (желание разделять свои чувства и мысли с другими людьми, основной навык для жизни в обществе, без коммуникации нет осознанного взаимодействия).
11. Самосовершенствование (поиск собственного пути, задача в том, чтобы ребенок открыл сначала себя, потом окружающий мир).

Насколько наше воздействие на ребенка своевременно и адекватно? Чем сильнее воздействие, чем длительнее оно по времени - тем устойчивее выработанная в ответ форма поведения.

 Какие бывают отклонения?

Общепризнанные По Монтессори 
Лживость Выраженное стремление к обладанию
Тревожность Бегство в фантазию
Скандальность Предпочтение игрушек реальной деятельности
Агрессивность Задавание вопросов без ожидания ответов
Негативизм Зависимость от другого, до чувства беспомощности
Упрямство Нестабильность внимания
Робость
Страхи 

 

Дети различаются по виду реакции на перекрытие энергии развития. Энергия одних «уходит под землю», другие стремятся к выбросу энергии. В первом случае дети уходят в себя, становятся грустными и подавленными, во втором становятся агрессивными, непоследовательными, проявляют упрямство и непослушание.

Ограничивающие энергию факторы:
Ребенок желал и проявлял волю, но встретил непреодолимое препятствие (манеж, запрет).
Желание ребенка необоснованно подменяется желанием и волей взрослого.
Ребенок лишен подходящего объекта деятельности.

Отклонения при «выбросе энергии»: Отклонения «подземных рек»:
- недисциплинированность - неуверенность в себе 
- спор, с целью самоутверждения - комплекс неполноценности
- непоседливость, потеря внимания - привязанность к отдельным взрослым вплоть до зависимости от них
- концентрируются на себе - мечтательность
- плохая координация  движений и мыслей - боязливость
- агрессия - безволие
- неряшливость - отсутствие здорового любопытства (пассивность)
- склонность задавать вопросы не дожидаясь ответа - неумение концентрироваться
- капризность и нетерпение - отсутствие желания повторять положительный пример
- болтливость - лживость
- бегство в фантазию - лень
- символизм - непоследовательность
- предпочтение игрушек и игр реальным предметам - излишняя экзальтированность (чрезмерность к себе)
- жестокость (противоречит современной ценности конкурентноспособности) - собственничество, сравнимое с голодом
- упрямство
- заикание

 

Давайте перестанем быть пожарной машиной и решать ситуацию немедленно, нужно сначала её узнать. Причина «каприза» или поведения Ребенка всегда во взрослом, могут быть внешние условия (усталость, недопонимание), но ответственность за понимание ребенка и ситуации только на взрослых.

 


Наверх