Путешествие для родителей состоялось!
- Опубликовано 14.11.2022 16:36
Спасибо огромное всем, кто принял участие в нашем двухдневном погружении в Монтессори-среду. Как приятно видеть изумление и радость в глазах взрослых, которые делают открытия и при этом они так похожи со своими детьми, которых мы конечно же видим чаще!
Сколько вопросов! Почему на полу линия? Для чего в коробочке предмет? Они сами придумывают слова на орфограмму? А что делать с огурцом, который не хочешь есть? Зачем к жёлтой щётке жёлтая клеенка? Осенние картины на стенах – это потому, что сейчас осень? Зачем подбирать пары по звуку, вкусу и запаху
Ещё больше ответов и выводов! В Монтессори-классе всё организовано специально, намеренно, нет случайностей. Дети самостоятельны и ответственны, помогают друг-другу и соблюдают правила. Дети умеют задвигать стульчики, организовывать рабочее пространство и не вмешиваться в чужую работу. Обучение идёт от простых и конкретных вещей и более сложным, абстрактным.
Слово, например, «лось», ребёнок встречает сначала в устной речи – изучая фигурки животных вместе с педагогом, читая книги с реалистичными картинками, затем мы можем использовать знакомое слово в звуковых играх – лось начинается на «Л», а заканчивается на «СЬ», малыш подрос до 3.5 лет, теперь слово «лось» он сможет записать из разноцветного подвижного алфавита, 4.5 и вот уже «лось» написано карандашом на бумаге, в аккуратной строчке, письменными буквами, и конечно же нарисована картинка! Осталось изучить орфограмму, часть речи и место «лося» в предложениях, это работа для 5.5-6 летнего человека.
Как так получается, что в четыре года дети могут писать ровные письменные буквы на строчках? Всё взаимосвязано: ещё тоддлером ребёнок накладывает себе сам суп, гладит горячим утюгом, нанизывает бусинки, полирует фигурки и много других сложных движений доступно ему в нашем пространстве. В 3-6 мытьё, полировка усложняются и трёхпальцевый захват продолжает развиваться, крепнуть, а вместе с ним и координация глаз-рука, и способность различать формы и оттенки – а всё это вместе, как раз и даст возможность видеть строчку и уверенно вести руку в нужном направлении.
Спасибо за тёплые слова, за то что Вы оцениваете этот опыт «побыть ребёнком» как важный для себя и своего малыша!
Игры на прогулке.
- Опубликовано 06.11.2022 10:26
Мария Монтессори, будучи врачом заботилась о здоровье детей и придавала большое значение координации движений. Она была убеждена что, создавая благоприятную ситуацию для обучения, нужно считать тело и разум одинаково важными.
Ребёнку необходимы упражнения помогающие научиться сохранять равновесие, контролировать своё тело и голос, упражнения помогающие стать коллективом.
На прогулке детям бывают доступны такие упражнения, которые не всегда возможно организовать в рамках класса. Итак, чем же заняться на улице?!
- Упражнения по уходу за окружающей средой: полив растений, посадка, прополка, сбор ягод/плодов/гербария, сметание листьев, чистка дорожек от снега, постройка горки, покраска забора, выбивание ковриков и всё то, что сами вы умеете и любите делать своими руками.
- Упражнения на развитие чувств: слушать звуки и определять их, находить короткую и длинную палки, приносить камешки и выкладывать их в ряд по размеру, собирать пары по цвету, находить холодные и тёплые предметы, отгадывать с закрытыми глазами что в руках (шишка, камень, песок и т.д.).
- Игры на равновесие: балансиры, беговелы, ролики, велосипеды, бордюры и специальные снаряды, и даже простая линия начерченная на асфальте, пенёк на котором можно стоять на одной ноге, скакалка, перепрыгивание верёвочки, бег с препятствиями.
Игры на расширение словарного запаса.
- Опубликовано 24.10.2022 15:08
«Поиски сокровищ». Попросите ребенка найти дома какой-либо предмет, например, кувшин и принести его. С детьми старше 3 лет можно рассмотреть и назвать части Дно, ручка, носик). Постепенно интересно усложнять игру, прося принести предметы с более сложными названиями. Например, сито, венчик и другие. Можно добавить вариант игры «холодно-горячо», помогая ребёнку обнаружить незнакомый предмет.
Игра в действия. Объясните ребенку, что вы будете давать ему команды, а он должен их выполнять, только если вы перед этим скажете «пожалуйста». Вы говорите «пожалуйста, попрыгай на одной ноге» - ребенок прыгает. Если вы говорите «похлопай в ладоши», то ребенок хлопать не должен. Это игра на развитие внимания и на воспитание вежливости.
Игра «угадай предмет». Возьмите мешочек и положите в него предметы: шишку, карандаш, маленький мячик, тряпочку и т.п. Ребенок опускает руку в мешочек и описывает, что он нащупал, вы угадываете. Меняетесь ролями.
Сортируйте предметы по их свойствам. «Я нашла носок, он красный! Найди и ты что-то красное!» Круглый, тёплый, шершавый, мягкий, и т.д. Можно исследовать предметы, которые тонут и которые не тонут. Дети старше трёх лет могут называть признаки для конкретного предмета, придумывайте вместе, какой он, ваш плюшевый котёнок (мягкий, большой, белый, пушистый, новый, любимый…)
Важно, что вы играете с энтузиазмом и увлекаете ребенка через свой артистизм, эмоции, получая обоюдное удовольствие от игры!
Открытия для родителей. Путешествие в Тишине.
- Опубликовано 12.10.2022 13:35
Приглашаем 11-12 ноября принять участие в программе для родителей "Путешествие в Тишине". Мероприятие бесплатное.
Праздник Осени.
- Опубликовано 11.10.2022 15:15
Праздники в классах Монтессори совсем не похожи на привычные утренники в ДОУ.
Дети готовят программу, выбирают варианты игр, сами вызываются быть или не быть рассказчиками, артистами и т.д. Мероприятие проводится для детей, их улыбок, смеха, веселья. Дети старшего класса могут подготовить представление для тоддлеров. Родителям придётся довольствоваться фото и видео съёмкой, не каждый готов в 3-5 лет предстать на сцене перед группой взрослых и малознакомых людей. Формат совместных с мамами и папами мероприятий – это чаепития, мастер-классы, игры, но не выступления детей перед взрослыми.
При подготовке к празднику, педагог помогает каждому ребёнку понять себя, послушать других и прийти к общей концепции, к конкретным стихам, играм, сценкам. Нужно ещё достаточно потрудиться, но процесс доставляет такую же радость и счастье, как и сам праздник. Волшебство ожидания, украшение помещений, подготовка реквизита…
Возможность поделиться своими идеями очень нужна уже в дошкольном возрасте! Чуткость и внимательность взрослых, желание и умение услышать и уловить идею, а затем обязательно подсказать детям как её реализовать – именно эти действия помогут малышам стать увереннее, инициативнее, решительнее!
Радости осенних дней.
- Опубликовано 28.09.2022 08:46
Осень неизменно радует нас не только красотой природы, но и обилием урожая. Всю текущую неделю в стенах наших классов происходит знакомство ребят с дарами осени.
Как выглядят и пахнут редька, кукуруза, брокколи, тыква, цуккини, баклажан, белокочанная и красная капуста…? Где и как они растут? Чем полезны? Что можно приготовить из них или с ними? и пр.
Дети с увлечением рассматривают овощи, сравнивают их по весу, виду и запаху, рассказывают, обсуждают то, что знали ранее об осенних плодах и то, что услышали впервые, задают интересующие вопросы. Удовольствию и воодушевлению от бесед нет предела!
А самым захватывающим моментом стала дегустация тех самых овощей, которые буквально только что держали в руках, а теперь есть возможность попробовать их на вкус: брокколи, тыква… Кто-то с огромным удовольствием, кто-то сначала с опаской и осторожностью знакомится с новым для себя вкусом, но каждый из ребят через минуту тянется за добавкой.
Знакомство с дарами осени продолжается… Мы с нетерпением ждем осенний праздник, который состоится уже в эту пятницу. Он обещает быть ярким и веселым.
Благодарим родителей и детей за вклад в создание теплой, осенней атмосферы в наших классах и помощь в подготовке к празднику!
Подготовленная Монтессори-среда у вас дома.
- Опубликовано 18.08.2022 10:31
Полочка с Монтессори-материалами или детская комната, наполненная ими – нет, совсем другие качества отличают подготовленную среду в концепции метода Монтессори. Специально организованное для конкретного ребенка пространство, учитывающее его потребности в приобретении независимости, самостоятельности в ежедневных осмысленных действиях – вот что главное!
Мы стремимся, чтобы ребенок сам научился одеваться, мыть руки, чистить зубы, сервировать стол, самостоятельно есть, мыть посуду и многое другое. А значит важно продумать всё домашнее пространство таким образом, чтобы оно соответствовало задачам ребенка на конкретном этапе его развития.
Сегодня поговорим о том, чем мы можем дополнить нашу прихожую, ванную комнату и кухню, чтобы помочь становлению самостоятельности детей.
В прихожей постарайтесь разместить:
Сборы на прогулку.
- Опубликовано 10.08.2022 09:04
Для того чтобы дети с раннего возраста собирались на прогулку самостоятельно и делали это с радостью и ощущением уверенности в своих силах, достаточно соблюдать несколько простых правил:
Разделите одежду на ту, которую «используем сейчас», и ту которая не по сезону, не по размеру или для особых случаев. Гардероб, который ребёнок сейчас не носит лучше убрать туда, где он не увидит, а значит не возникнет и желания надеть именно то платье, или слишком лёгкую для зимы куртку. Доставать эти вещи можно по мере необходимости и повода для расстройства просо не останется.
Нужную одежду разложите по выдвижным ящикам и полкам на высоте, где ваш ребенок сможет взять ее сам. Важно рассортировать наряды на группы и в каждую положить только несколько предметов одежды: стопка из 3-5 футболок, корзинка с 3-5 трусами и так далее. Детям трудно справиться, когда выбор слишком большой. Когда вещи упорядочены и их количество ограничено, ребёнок осознанно берёт тот или иной предмет. Молниеносной решительности в данном вопросе, конечно, не будет - навык понимать «что я хочу» только формируется. Помогите и приведите пример выбора: «Хочешь надеть зеленую футболку или ту, на которой машина впереди?». В этом случае взрослого устроит любой выбор, а ребенок будет счастлив, потому что почувствует, что сам принимает решение.