Принципы чтения вслух детям.
- Подробности
- Опубликовано 23.05.2023 07:15
Читая книги детям, важно помнить, что мы формируем их отношение к книгам. Будут они любить литературу или скучать... Если ребенку нравится, когда ему читают, ребенок будет прикладывать усилия чтобы читать самостоятельно.
В методике Монтессори используется семь стратегий чтения книг детям. Расскажем сегодня про общие принципы, и про две из наших стратегий.
Приготовьте книгу, которую хотите прочитать. Сядьте вместе так, чтобы ребёнок видел иллюстрации. Это поможет создать атмосферу единения, ощущение особенного момента. Познакомьте малыша с книгой, прочитайте название, автора и скажите коротко про что она. Читайте книгу эмоционально, озвучивая диалоги разных героев разными голосами. Во время чтения иногда нужно менять темп чтения и громкость голоса, в соответствии с ходом истории, чтобы отразить настроение книги. Эмоциональное чтение с разными интонациями поможет детям стать хорошими читателями. Возможно, нужно будет остановить чтение и пояснить ребенку незнакомые слова. Если встречаются незнакомые слова или понятия для ребенка, необходимо объяснить их. После окончания чтения книги, можно обсудить историю. Спросить: «О чем была книга?», «Каких героев ты запомнил?»
Стратегия «предугадывание». Перед тем как перелистнуть страницу, мы вместе думаем о том, что будет на следующей. Пытаемся представить, что будет, думаем о словах, которые скажет персонаж. Для предсказания используем или картинку, или не законченный текст. Такое чтение развивает воображение ребёнка, помогает поддерживать беседу о книге.
Стратегия «установление связей» между данной историей и реальной жизнью ребенка, или другой книгой, которую малыш уже читал. Для этого необходимо задать вопросы: «Возможно, и с тобой случалось такое?», «Ты знаешь такую же историю?».
КАКИЕ КНИГИ НУЖНЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Художественные книги с реальными и короткими историями. Детям до 3-4 лет очень важно предлагать только реалистичные книги, с правдивыми историями и картинками. После 4 лет можно меньше беспокоимся о соответствии книги реальной жизни, но подбирая книгу, например о дружбе, лучше взять историю о дружбе детей, а не о дружбе плюшевых мишек.
Фактические книги (про грибы, растения, животных) и книги по определенной теме (о воде и для чего её используют и т.п.). Подробная информация не предназначена для чтения – она поможет взрослому рассказывать истории. Самое главное – правильные и понятные картинки. Такие книги с маленьким количеством текста, крупными буквами и короткими предложениями подойдут и детям для самостоятельного чтения.
Энциклопедии на отдельную тему, например по транспорту, с хорошими фото и почти без текста.
Весёлые истории, понятный по возрасту юмор.
Грустные книги помогут детям справится со своими чувствами в будущем.
После 6 лет детей интересует борьба добра и зла, должен присутствовать герой как положительный, так и отрицательный, но добро всегда побеждает зло.
СПИСОК ДЕТСКИХ КНИГ, которые точно стоит прочитать с детьми.
- «Яблочный пирог». Нинке ван Хичтум. Изд. Добрая книга.
- «Яйцо любит тишину». Дианна Астон. Сильвия Лонг. Изд. Манн, Иванов и Фербер.
- «Десять резиновых утят». Эрик Карл. Изд. Розовый жираф.
- «Голодная гусеница». Эрик Карл. Изд. Розовый жираф.
- «Твоя первая энциклопедия. Животные». Изд. Махаон.
- «Грибы. Мини энциклопедии». Изд. Кристалл.
- «Хорошая вода». Н. Гернет. Изд. Речь.
- «Про хвосты носы и уши». Стив Дженкинс.Робин Пейдж. Изд. Манн, Иванов и Фербер.
- «Вот они какие». Евгений Чарушин. Изд. Речь.
- «Синие листья. Валентина Осеева». Изд. Речь.
- «С севера на юг». Сладков. Изд. Детгиз.