Природа ребёнка.

040 montessori normalОдно из открытий, сделанных Марией Монтессори, это истинная психологическая природа ребенка. Представление о детях которое имелось раньше, то каким люди считали ребёнка, сильно отличается от научного подхода к данному вопросу в методике доктора Монтессори.

Оптимальное функционирование организма, учитывающее эту природу и потребности детства, естественное от рождения малыша его состояние и поведение в методе Монтессори считается нормой. Не норма общества, а норма, заложенная природой. Например, человеку присуща любознательность – это заложено природой и это нормально. Однако очень часто в раннем детстве от детей ждут, чтобы они не проявляли любознательность: «не трогай», «не думай», «не задавай столько вопросов». И так желание к познанию мира встречает препятствия со стороны взрослых.

В связи с появлением преград на пути своего развития, ребенок начинает вырабатывать защитные стратегии. Протестует, плачет или кричит, делает то, что нельзя делать, когда ему известно, что это нельзя и т.д. Как только ребенок не может сохранять своё естественное «нормальное» состояние, не может следовать по пути естественного развития, у него появляются отклонения в поведении.

Энергия природы никуда не исчезнет, но она вынуждена проявляться другим способом, вместо того чтобы исследовать мир, ребёнок бьёт взрослого, или кошку, или рисует на стене.

Причин появления такого поведения всего несколько:

 1. Подавление воли ребенка.

Например, физические преграды на пути развития движения: сидеть неподвижно в коляске, кресле, высокой кроватке. Воля быть независимым подавляется, если нет возможности самостоятельно одеваться и раздеваться, кушать и т.п.

2. Подмена воли ребенка волей взрослого.

Ребенка не научили разбираться в собственных потребностях и желаниях, он не знает, чего хочет сам и делает то, что от него требует взрослый. В том числе, когда взрослый думает за ребенка. Такое происходит, если детям словами предоставляют неправильный выбор:

                 - что ты хочешь на ужин?

                 - блины…

                 - нет, блины не годятся, будет суп!

Ребенок понимает, что его мнение не имеет значения, и если такое происходит часто, он начнет отвечать «мне все равно», «решай сам». Ребенок сдается воле взрослого и позволяет ему принимать все решения за него.

041 montessori normal3. Ребенок оставлен на попечение самому себе.

Например, попустительское родительство: малыш поноет и добьется своего. Родитель ведет себя как друг, а не как взрослый. В этом случае у детей нет границ, предоставляемый выбор ещё не соответствует развитию ребёнка. Родитель боится конфликтов и выполняет всё что просит сын или дочь. Экраны – это тоже способ оставить детей.

Основная цель нахождения ребёнка в классе Монтессори, это вовсе не навыки письма, чтения или самообслуживания. Задача квалифицированного педагога Монтессори – вернуть ребёнка в его естественное состояние, развернуть слои борьбы с преградами, избавить от всех отклонений в поведении и позволить насладиться новой реальностью, где есть место ответственности, независимости, сотрудничеству, любви к учёбе и активной деятельности при помощи собственных ловких рук.


Наверх