Как научить детей эффективно проходить через конфликты.

044 montessori conflictКонфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, сопровождающийся негативными эмоциями и выходящий за рамки правил и норм.

В возрасте 3 лет малыши очень эгоцентричны, они начали осознавать себя, говорить «Я». Ребенок ещё не способен сам контролировать свои эмоции и чувства, для того чтобы научиться нужно с рождения быть в тесной взаимосвязи с человеком, который о нём заботится. Например, взрослый помогает успокоиться, когда ребёнок заплакал и тогда спустя некоторое время новорожденный понимает, как он сам может успокоиться. Пока дети не очень справляются с формированием дружбы и не способны распознавать эмоции другого человека.

042 montessori conflictПериод приобретения базовых навыков культуры, социальных навыков – это возраст от 3 до 6 лет. Нужно много практики, чтобы научиться позитивному социальному взаимодействию, и если практиковаться невозможно, никакие проповеди не помогут. Научиться использовать речь (спасибо, здравствуй), ловко двигаться с учетом местоположения других людей, осознать разнообразие эмоций, освоить язык для выражения своих чувств, научиться контролировать собственные импульсы. Дети в возрасте до 4 лет не понимают, что происходит с другими людьми, их чувства, мысли. Им сложно понять, почему другие люди ведут себя иначе - это провоцирует конфликты. Наиболее высокий уровень конфликтов – это период с 2 до 4 лет.

После 6 лет дети готовы разобраться с вопросами морали и этики. Осмыслить, правильно или неправильно поступает другой человек. Уметь понимать эмоции другого.

Что же является причиной конфликтов? Во-первых, это внутренние причины, например темперамент. Во-вторых, внешние: отсутствие социальных навыков (попросить, пройти мимо не задев), отсутствие понимания (информации о ситуации), непонимание чувств другого, неумение прогнозировать немного вперёд.

Поможет не доводить до конфликтов, а так же разрешать их, если уж ссора произошла, нехитрый алгоритм, который можно начинать использовать с 3.5-4 лет.

Решить, нужно ли конструктивно вмешаться или пока стоит наблюдать. Невмешательство сведёт на нет конфликт, затеянный ради зрителей. При самостоятельном действии в конфликте дети получают личный опыт его решения. Однако, дети не имеющие опыта выхода из конфликтных ситуаций не смогут сами решить конфликт и ничему не научатся!!! Они могут ещё больше озлобится друг на друга. Если силы не равны, то сильный будет подавлять слабого (ведь нет последствия), а у менее защищённого появится недоверие к среде, людям, страхи и неуверенность. Взрослому нужно подумать о каждом участнике конфликта, внимательно следить за происходящим и принять решение.

Вмешавшись, нужно помочь детям выслушать друг друга. Научить слушать другого и выражать себя. «Сначала Ты говоришь, и мы молча слушаем, теперь Твой Друг говорит, и мы его слушаем». Это помогает детям разобраться в ситуации и понять, что на самом деле произошло, кто что хотел. Возможно, дети сами придут к решению! Важно всегда (не только при конфликте) внимательно выслушивать ребёнка, не перебивать, и не давать перебивать себя, учить выражать мысли чётко, не отступая от темы.

043 montessori conflictНеобходимо накопить опыт и понимание причинно-следственных связей - это позволит прогнозировать (не буду придерживаться правил игры - меня скоро из этой игры выведут). Взрослому нужно предоставлять ребёнку постоянные возможности для тренировки, соразмерно с возрастом (подождать, удерживать внимание, придерживаться общей игры). Научить нести ответственность за своё социальное поведение. Обозвал – скажи два комплимента. Повздорили из-за игрушки, игрушка остаётся родителям. Начал играть с друзьями - не можешь просто так выйти, нужно обсудить и договориться с ними. Родители – помогают исправить ошибку, это и есть ответственность. Став взрослым, ребёнок будет нести ответственность за свои слова и поступки.

После того как дети полностью выговорились, взрослому обязательно стоит подвести итог - назвать чувства и позитивные причины действий каждого ребёнка. Направить решение, назначить ответственность. Поговорить о том, как можно было бы избежать ситуации.

Конфликт разрешён, и сейчас самое время проанализировать, может ли в окружении что-то провоцировать подобный конфликт. Определить, какой навык требовался (попросить, пройти, договориться и т.д.)

Помните, что отвлечь детей от ссоры, может сработать только с малышами, с более старшими детьми лишь отсрочит конфликт. И в обоих случаях ничему не научит, оставит неудовлетворение.

Детям очень непросто взять себя в руки, контролировать себя, быть хорошими, обладать высоким уровнем социального развития. Задача взрослого - социально компетентный ребенок, способный сотрудничать, обладающий самоконтролем, освоивший язык и способы общения, обладающий уверенностью в себе. Образование по методу Монтессори это способ помочь людям научиться мирно жить друг с другом.


Наверх