Второй ребёнок.

Какая помощь нужна старшему? Как вести себя родителям чтобы избежать внутрисемейных конфликтов?

047 montessori bratОчень важно сразу установить границы личных вещей и пространства. «Это пеленальный стол, мы пользовались им с тобой, когда ты был маленьким и не умел ходить, теперь мы пользуемся им с Петей, а ты уже сам ходишь по всей квартире! Он тоже потом научится. Это твоя полка. Никто не может трогать вещи на ней, даже мама и папа». Необходимо выделить территорию, где старший будет заниматься без страха, что младший возьмёт/разрушит/помешает работе. Взрослым придётся и самим соблюдать границы, спрашивать разрешение.

Одежда, стол, игрушки, книги – нужно разделить общее (например, книги) и личное (одежда, часть игрушек, стол). Установить правила поведения: когда можно включать музыку, а когда младший спит и нужно подождать; хочешь потрогать младшего – нужно спросить разрешения, сначала у взрослых, позже у самого братика. Только и родителям нужно спрашивать у ребёнка разрешения на то, чтобы обнять его или помочь высморкать нос. Неукоснительно придерживаться правил нужно всем членам семьи!

045 montessori bratДля того чтобы избежать борьбы за внимание, каждому ребёнку необходимо уделять его, внимательно слушать малыша, задавать вопросы и получать ответы, находить время для совместных игр, дарить любовь и ласку. Не нужно уделять каждому в отдельности много времени, важно то что такое время будет каждый день, и оно будет только его, индивидуальное. 30 минут, когда мама находится только со старшим ребёнком (и младший не проснётся, не зазвонит телефон и т.п.) – вполне достаточно чтобы ощутить, что «я всё так же любим». В остальное время не стоит делить внимание и любовь, напротив, нужно объединять. Рассказывать словами, что любовь не делится, а только умножается. Учиться вместе играть, читать, чистить зубы, делать домашние дела.

 

Конкуренции не возникнет, если устранить поводы для соперничества. Вместо «Кто быстрее?», спросить: «Интересно, мы все вместе справимся за пять минут?». Говорить о том, что «ты не умел, и научился, теперь его время и он тоже научится». Личную победу в Монтессори-классах принято нивелировать коллективным достижением: «Вы вместе справились!», в семье это так же важно. Нельзя сравнивать, нельзя устраивать соревнований. Вместе убрали комнату, накрыли на стол. Взрослым стоит целенаправленно находить поводы для совместной деятельности.

      Родителям стоит поддерживать авторитет старшего ребёнка. Кроме обязанностей, ответственности, у него должны быть и бонусы, связанные с его старшинством (иногда приходится уступать, например качели, но мне можно гулять до поздней ночи...). Уступать младшему – мы можем только просить, и ни в коем случае не требовать! Только тогда старший чувствует свой союз с родителями, выступает помощником, ощущает свою значительность. Взрослым нужно помнить, что справедливость – это их ответственность, и значит просить уступать можно лишь иногда, ведь младшему тоже нужно учиться подождать, потерпеть - тренировать волю и саморегуляцию.

      Отношения между родителями помогут показать обоим детям на личном примере, как договариваться мирно и спокойно.

     046 montessori bratИногда у одного из детей возникает желание задирать другого. Взрослые партнеры тоже устраивают неосознанные игры, например он довёл её до слёз, она поплакала, потом они помирились… Такое желание «играть» связано с неумением ребёнка выражать своё внимание иначе. Он задирает не для того, чтобы обидеть, а ради развлечения или желая вовлечь в игру братика/сестру. Такое поведение нужно сразу пресекать, научить иначе выражать свои чувства и желания, научить организовывать другие игры. Важно понимать самим и научить детей тому, что они имеют право обижаться, злиться на брата или сестру, вот только выражать свои эмоции нужно в соответствии с социальными нормами общества. Например, можно прекратить совместную игру и уединиться, но нельзя толкать или отнимать.

      Когда родители выступают гарантом справедливости, берегут личные границы каждого члена семьи, расставляют акценты на совместных победах, вместо частных промахов, показывают своим примером способы позитивного взаимодействия с другими людьми, то дети обязательно будут расти в дружбе друг с другом и с ощущением бесконечной родительской любви и заботы.


Наверх