Внутренняя мотивация – лучший помощник обучения.

048 montessori sensitivНаблюдая за развитием детей, Мария Монтессори задалась вопросом о том, что помогает новорожденному выделить необходимые для жизни человека навыки и освоить их. Почему ребенок начинает повторять речь и не пытается имитировать звуки из среды, научается разговаривать как человек, а не мяукать как кошка? Силу, которая ведёт ребёнка, помогая неосознанно разобраться с тем, что действительно нужно, доктор Монтессори сравнила с лучом фонарика, который освещает определенные области чрезвычайно важные именно сейчас для ребенка, оставляя в затемнении всё остальное.

В жизни любого ребёнка до шести лет, независимо от страны или времени его рождения, существуют оптимальные периоды, когда внутренняя (природная) мотивация обеспечивает легкость обучения определённому навыку.

Метод Марии Монтессори имеет глубокую связь с биологией и основывается на внутренних потребностях ребёнка, сохраняя его физическое и психическое здоровье. Своевременно предложенные навыки, с учётом нейропсихологической готовности обеспечивают желание ребёнка идти вперёд, учиться и радоваться результату. В классе мы наблюдаем осмысленную, целенаправленную деятельность каждого ребенка, которая при этом способствует развитию. Дети достигают глубокой концентрации, спокойно работают зная, что у них есть столько времени, сколько им потребуется, повторяя снова и снова, и добиваясь прекрасного освоения навыков. Удовлетворение ребенка связано с тем, что он следует внутренним направляющим, испытывает радость и гармонию внутри себя: «я счастлив и я хочу заботятся о том, чтобы другим людям тоже было хорошо».

049 montessori sensitivОдин из оптимальных периодов в жизни дошкольника связан с порядком. Дети попадают под влияние «тяги к порядку» в возрасте около 6 месяцев, а заканчивается период освоения порядка около 3.5 лет. В этом возрасте ребенок очень заинтересован в порядке вещей в пространстве и времени, его текущая задача упорядочить внешние впечатления, понять основы мироздания, познакомиться с рутиной.

Например, когда есть режим, малыш начинает понимать этот порядок и ожидать режимных моментов. «Сейчас я в ванной, мама поёт, тут хорошо пахнет и мне приятно, потом будет немного холодно, зато потом покормят, и значит, скоро пойдем спать». Если ребенок не знает, что его ждет, это вызывает неудовлетворение, плач, гиперактивность.

К двум годам дети достигают некой степени адаптации к миру, и, если возникают серьезные изменения в жизни ребёнка, то родителям стоит учитывать, что сейчас он чувствителен именно к порядку, он уже привык к определенному положению вещей и будет испытывать трудности от любых перемен. Взрослому человеку комфортно жить в упорядоченном пространстве, для ребенка же порядок – жизненная необходимость.

Оптимальный период освоения порядка не сможет действовать, если в окружающей среде нет порядка. Как язык не сформируется без речи, так и порядок не возникнет в хаосе. Важно, чтобы вещи занимали привычное место и использовались по назначению. Всё что ребенок усваивает из окружающего мира – становится основой его представления о реальности. Период порядка закладывает основу организаторских способностей на всю жизнь, имеет огромное значение для развития интеллекта, способности не просто накапливать знания, а классифицировать и успешно использовать их. В упорядоченной среде дети постепенно учатся и затем легко справляются с задачей – организовать своё пространство удобно и эффективно. В спешке легко уничтожить восприятие ребенком объектов из среды.

050 montessori sensitivОбычно, родители не знают о существовании «фонарика», никто не рассказывал им о том, когда лучше учить ребёнка письменности, когда дать время рассмотреть все мелкие предметы незаметные взрослому, когда научить различать оттенки своих ощущений… Конечно, даже когда взрослый не отвечает природным потребностям ребёнка, он тоже будет развиваться, вырастет взрослым, но его способности останутся менее совершенными, чем могли бы быть.

Мы начинаем набор на очный курс «Осознанное родительство», который пройдёт с октября по март в ближайшем учебном году. Подробную информацию высылаем по запросу. С программой можно ознакомиться ТУТ.


Наверх