Проверим домашнюю среду.

054 montessori dom sredaСегодня мы предлагаем протестировать домашнюю среду вашего ребёнка. И поговорим мы не о её красоте – это дело вкуса, и даже не о насыщенности развивающими или нет игрушками (о полезных и вредных предметах лучше рассказать отдельно), но о том, как домашнее пространство отвечает потребностям малыша к независимости. Ведь именно самостоятельность в простых вещах приносит удовлетворение, спокойствие, развитие и желание учиться новому.

Кроватка. Малыш проснулся, может ли он сам вылезти из кровати? Монтессори-мебель предполагает такую возможность с самого рождения! Хотя на практике родители чаще готовы дать свободу передвижений ребёнку только в тот момент, когда он уже перемещается по квартире пешком.

Одежда. Может ли ребёнок сам открыть ящик/шкафчик и выбрать футболку и штанишки на сегодня? Знает ли куда положить пижаму? В 1.5 года – это более чем доступное действие, а в два или три это не только самостоятельность, но и умение делать выбор исходя из собственных предпочтений. Сможет ли такой навык сформироваться, если одежда лежит высоко, и что надеть решает мама? Если одежда лежит в доступе, проверьте её количество. Малыш до трех лет сможет осознанно выбрать одни штанишки из 3-4, но не из десятка вариантов. Как именно храниться одежда тоже важно. Пятилетка может снять и повесить футболку на плечики, двухлетка только сложить в корзинку. Отдельные ячейки для разной одежды помогут детям справляться не только с выбором, но и с порядком.

Прихожая. Вы пришли с прогулки. Мама снимает куртку и вешает её на крючок или плечики. Маловероятно, что она кидает куртку на пол. Давайте проверим, есть ли в этой домашней зоне крючок, который будет по росту ребёнку старше года? Ведь и ему хочется найти петельку и повторить за мамой. Есть ли низкая скамеечка или стульчик, чтобы самостоятельно снимать и надевать обувь? Зеркало, в котором видно правильно ли надета шапка?

055 montessori dom sredaПитьё. Ваш ребёнок может дома попить не прося взрослых о помощи? Существует ли в домашнем обиходе маленький кувшинчик (не более 500мл) с удобной ручкой, который стоит достаточно низко, и его заботливо наполняют водой взрослые только для того, чтобы дети могли пить сами в любой момент?! Есть ли маленькие чашки, тарелки, приборы которые ребёнок может сам взять и использовать по назначению? Не только пить воду, но и накрыть на стол, убрать после использования.

Игрушки. Давайте проверим их количество. Чем больше игрушек, тем сложнее детям поддерживать их в порядке. Тем сложнее сосредоточиться на одном занятии. И совершенно невозможно научиться принимать решение «чем заняться». Игрушки, которые хранятся в одной большой коробке – это только «взрослый» порядок, для ребёнка это хаос, не позволяющий выбрать нужную игрушку, а если ребёнок постарше всё же знает, что ему нужно, контейнер не позволяет ему это достать – сначала придётся вытряхнуть всё. Дети очень хотят ставить каждый предмет на его место, и завтра находить игрушку там снова!

056 montessori dom sredaМы привели несколько основных деталей домашней обстановки, которые помогают малышам обрести уверенность в себе, самостоятельность и поддерживают в них желание «делать самому». Конечно, это далеко не всё что можно изменить дома, но если сделать хотя бы эти шаги прямо сейчас, то вы заложите фундамент для самостоятельной учёбы в школе, для выполнения подростком домашних обязанностей, для принятия своих решений в любых ситуациях и понимания собственной ответственности за свою жизнь.


Наверх