Родительские фразы.

006 sadik montessori frazПеред первым занятием в Монтессори-классе, педагог всегда предупреждает маму о том, какие её слова и действия будут способствовать успешной адаптации, а какие наоборот, провоцировать слёзы или желание покрепче схватить близкого человека за руку. Давайте разберёмся, что говорят родители, и как слышат это дети.

- Посмотри, как там интересно, иди возьми эти яркие игрушки! - вроде бы позитивная и положительная фраза, но в момент адаптации ребёнок услышит: «Отойди от меня, ты должен идти туда, а не стоят рядом со мной!» Он хочет иметь полное право стоять возле мамы столько, сколько лично ему нужно. Стоять и скучать! И, только приняв своё решение (отойти безопасно, игрушки интересные) – сделать первый шаг от мамы в новый мир.

Другой пример. Бабушка встречает трёхлетку, он радостно бежит ей на встречу, и тут: "Тебя никто не обижал в садике?"... «Оказывается, в садике меня могут обидеть, - понимает ребёнок, - а я и не знал!» Взрослый может просто сказать ребёнку о том, что рад его видеть! Так дети сохранят свою уверенность и спокойствие. Позитивные вопросы: «что нового узнал?», «что больше всего понравилось сегодня?» и т.п. подходят деткам старше трёх лет.

 

007 sadik montessori fraz- Перестань плакать! - от такой фразы ребёнок поймёт только то, что эмоции испытывать нельзя, они неудобны, неуместны, их надо прятать, а лучше не чувствовать ничего. Испытывать эмоции – плохо! Разве этому мы хотим научить наших малышей? Может быть стоит назвать эмоцию: «Тебе сейчас грустно, ты расстроен». Разделить её: «Мне очень жаль, что нам пора домой, ты хотел ещё покататься с горки, вот бы время обеда ещё не наступило, да?». Предложить вариант, который будет учитывать интересы всех: «Ты можешь пойти плакать или кричать в своей комнате, приходи, когда успокоишься, я буду тебя ждать!».

В нашей культуре сформировалось очень много «шаблонных» фраз, направленных на подавление личности, вместо поддержки в развитии. Сравните русское «молодец» и английское «well done». Похвала удобна для взрослого, но ведёт к потере детского интереса, навязывает чужие мысли, вместо собственных выводов. Что понимает ребёнок, услышав «молодец»? Только то, что он соответствует вашим ожиданиям сейчас, и должен соответствовать им и впредь, бесконечно заслуживая право быть молодцом. Какая фраза поможет ребёнку понять, что он отлично потрудился и вам это приятно? Например такие: «Мне было так приятно сегодня читать тебе в чисто прибранной комнате!»,  «Смотри, Аня так рада что ты угостил её конфетой!», «Сегодня буква А лучше помещается в строчке, чем на прошлой неделе, ты заметил?»

Послушайте себя, задумайтесь что мы говорим, и что на самом деле хотим, чтобы услышал ребёнок!


Наверх