Современное детство.

011 sadik montessori sovrdetЗа последние сто лет в мире произошли колоссальные изменения. Удивительно то, что с годами методика Монтессори становится только актуальнее!

«Молодые люди провели годы, слушая слова, а слушание не делает человека. Только практическая работа и опыт ведут молодежь к зрелости». «Концепция образования, в центре которой стоит забота о живом существе, меняет все предыдущие идеи. Основываясь более не на программе, не на расписании, образование должно соответствовать условиям жизни человека».

Эти слова Мария написала тоже более ста лет назад, а острота вопросов лишь усилилась, государства не готовы раз и навсегда внести необходимые изменения в систему образования, увы! Без необходимых изменений и знаний о ребёнке, педагогика продолжает передавать всё те же заблуждения из поколения в поколение.

012 sadik montessori sovrdetКакие особенности современного детства приносят детям больше вреда, чем когда бы то ни было ранее? Молодые родители, выросшие в маленькой семье, часто не имеют опыта и навыков воспитания и ухода за детьми, а иногда и представления о том, кто такие дети. Проводя курсы или семинары для разных семей, из года в год мы получаем одну и ту же обратную связь: «ну почему же я не знала этого раньше?!», «эта уникальная информация полезна на 100%», «курс помог наладить взаимодействие с ребёнком, моя жизнь стала проще». Да, родительству нужно учиться! Отсутствие знаний у любящих мамы и папы – именно это приводит к ошибкам, которых проще избежать, чем исправить.

В современных семьях изменилось соотношение количества взрослых и малышей. Раньше каждый ребёнок очень рано вовлекался во все виды работ по дому, перенимал навыки родителей и старших детей, нёс ответственность. Скорость технического прогресса неминуемо лишает современных детей возможности выполнять различные действия собственными руками, вносить свой вклад в жизнь семьи – чувствовать себя нужным и способным! Дети любого возраста отстранены от реальной жизни, взамен им предложены игрушки (часто в очень большом количестве), они стали сторонними наблюдателями работы родителей за компьютером и телефоном.

013 sadik montessori sovrdetИзбыток вещей присутствует и в одежде, которая часто не соответствует возможностям ребёнка самостоятельно управиться с ней, его потребностям в активном движении. Зато модно и нравится маме! В питании такая же ситуация – выбор огромен, и зачастую взрослому важнее хоть чем-то накормить ребёнка, и обычно раньше, чем тот проявит естественное чувства голода, способное научить малыша понимать собственные потребности.

Ещё недавно дети обладали большой свободой передвижения, в том числе вне дома, постоянно находились в контакте с другими детьми и реальным миром. Теперь перемещение растущего человека строго ограничено: манеж, коляска, высокая кроватка у младенцев, затем отдельная комната, ограничение перемещений квартирой, отсутствие дворов для игры, виртуальные устройства всё чаще заменяют живое общение. На смену собственному опыту и многообразию движений, сенсорных впечатлений, пришли обездвиженность ребёнка и занятия по расписанию. День малыша расписан по минутам и у него нет возможности проявить свою волю!

Отнимает у детей детство и появление огромного числа гаджетов, которые доступны с раннего возраста. А вмести с этим и стремление взрослых использовать новые технологии: с образовательной целью, для того чтобы освободить себя, для того чтобы ребёнок не чувствовал себя «хуже других». Телевизор, развивающая игра на телефоне означают только следующее: отсутствие стимулов из окружающей среды, значит мозг в это время не развивается; ограничение подвижности приведёт к задержкам развития; скорость смены содержания - отсутствие внимания и концентрации, рост тревоги, проблемы поведения.

Выход для любящих родителей есть! Ограничьте до минимума количество вещей, игрушек, одежды, выбор еды. Откажитесь сами от виртуального мира в присутствии ребёнка! Замените его на совместную реальную деятельность малыша и взрослого. Поддерживайте детскую инициативу и подбирайте активную деятельность с большим разнообразием целенаправленных движений (мыть, шить, стирать, готовить, заниматься спортом: беговел, велосипед, скакалка и т.д.). Создавайте семейные традиции. Обеспечьте общение ребёнка с родителями и сверстниками! Откажитесь от манежей, ходунков, пустышек, ТВ, планшетов, телефонов и т.п.

«Телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка, - таково мнение Сьюзен Джонсон, исследовательницы из Калифорнии, изучающей взаимодействия мозга и телевидения. – Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица».


Наверх